» » » Ученые нашли ген, который защищает от ВИЧ, но делает уязвимым к COVID-19

Ученые нашли ген, который защищает от ВИЧ, но делает уязвимым к COVID-19

Ген, который увеличивает риск тяжелого течения COVID-19, но снижает риск заражения ВИЧ на 27%, выяснили исследователи из Института эволюционной антропологии Макса Планка, пишет Хайтек.

Генетические особенности, с которыми мы рождаемся, могут увеличить или уменьшить наш риск переболеть COVID-19 в тяжелой форме.

Некоторые люди тяжело переносят заражение SARS-CoV-2, в то время как у других наблюдаются лишь легкие симптомы или их вообще нет. Существуют факторы риска — возраст, хронические заболевания, например, диабет. Также гены вносят вклад в наш индивидуальный риск развития COVID-19.

Осенью 2020 года исследователи показали, что мы унаследовали основной генетический фактор риска тяжелого COVID-19 от неандертальцев. Весной 2021 года эта же группа ученых исследовала обнаруженный вариант в ДНК, оказалось, что его частота значительно возросла со времен последнего ледникового периода.

Значит в прошлом он, возможно, был полезен для людей:

"Этот генетический фактор риска к COVID-19 настолько распространен, что я начал задаваться вопросом, действительно ли он может быть полезен для чего-то, например, для обеспечения защиты от другого инфекционного заболевания", - сказал Хьюго Зеберг, автор исследования.

Генетический фактор риска расположен в области хромосомы 3, которая состоит из множества генов. Там есть несколько генов, которые кодируют рецепторы в иммунной системе. Один из этих рецепторов — CCR5 — его использует ВИЧ, чтобы заражать белые кровяные тельца.

Зеберг обнаружил, что у людей с генетическим фактором риска к COVID-19, было меньше рецепторов CCR5. Он решил проверить, ниже ли у этих людей риск заражения ВИЧ. Выяснилось, что он ниже на 27%.