» » » Ученые установили связь между микробиотой носоглотки и тяжестью COVID-19

Ученые установили связь между микробиотой носоглотки и тяжестью COVID-19

© Depositphotos / beton_studio

Американские ученые, сравнив микробиоту носа и верхней части глотки у здоровых людей, и больных COVID-19, как бессимптомных, так и симптоматических, пришли к выводу, что состав микробиоты можно использовать как биомаркер для прогноза тяжести заболевания и своевременной разработки стратегии лечения.

Результаты исследования опубликованы в журнале Diagnostics, передают РИА Новости.

Двухлетний опыт пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 показал, что у большинства инфицированных заболевание протекает бессимптомно или с легкими симптомами, как при простуде, но у некоторых оно проявляется в виде тяжелой вирусной пневмонии, представляющей опасность для жизни. Ученые-медики ставят перед собой задачу найти надежные маркеры, позволяющие прогнозировать тяжесть заболевания на его ранних стадиях.

Известно, что на развитие респираторных инфекций и тяжесть симптомов, связанных с ними, большое влияние имеет бактериальный состав носового канала и носоглотки. Как правило, чем полнее и разнообразие состав микробиоты носоглотки, тем сильнее барьер, который ставит организм на пути проникновения инфекции.

Исследователи из нескольких университетов США во главе с доктором Саданандом Фулзеле (Sadanand Fulzele) из Департаменте медицины в медицинском колледже Джорджии в Университете Огасты изучали микробиоту 84 человек в возрасте от 49 до 78 лет: 27 из них имели отрицательный результат тестов на коронавирус, 30 — положительный, но не имели симптомов, и 27 переносили COVID-19 в средней форме, не требующей госпитализации.

"Микробиоту носоглотки, как правило, рассматривают в качестве линии фронта, защиты от вирусов, бактерий и других патогенных микроорганизмов, проникающих в организм через естественные каналы", — приводятся в пресс-релизе Медицинского колледжа Джорджии слова Фулзеле.

Наибольшие изменения микробиоты наблюдали у пациентов с явными симптомами COVID-19. В половине таких случаев из-за малого количества биоматериала авторы даже не смогли получить полную последовательность и определить состава бактерий.

"Мы не знаем, что было первично — болезнь или исчезновение микробиоты. Насморк и чихание могли стать причиной потери и без того небольшого количества бактерий, или их мог убить вирус", — предполагает Фулзеле.

Ученые отмечают, что разнообразие бактерий в микробиоте естественным образом уменьшается с возрастом, а также на него негативно влияют вредные привычки, такие как курение и неправильное питание.

Исследователи обнаружили различия и в типах бактерий у участников в каждой их групп. Например, у лиц с симптомами были значительно выше уровни бактерий Cutibacterium, обычно обнаруживаемых на коже и связанных с акне, а также с сердечными и другими инфекциями. В микробиоте обеих инфицированных групп, как с симптомами, так и без, было значительно больше, по сравнению со здоровыми, цианобактерий, или сине-зеленых водорослей. Эти бактерии обычно проникают в организм через слизистые оболочки, например, в носу, и могут вызывать пневмонию и повреждение печени. У симптоматических больных COVID-19 уровень цианобактерий был вдвое больше, чем у бессимптомных.

Авторы считают, что полученные ими результаты можно использовать для прогноза тяжести заболевания на самых ранних этапах, используя биоматериал, который берут для ПЦР-теста на COVID-19.