» » » Астрономы обнаружили редкую систему из семи планет

Астрономы обнаружили редкую систему из семи планет

Две из семи экзопланет, вращающихся вокруг звезды Кеплер 385, в представлении художника / © Daniel Rutter, NASA

За последние несколько десятилетий наземные и орбитальные обсерватории обнаружили тысячи экзопланет самых разных размеров. Некоторые из них похожи на Землю, другие — на планеты-гиганты вроде Юпитера. Большинство этих тел вращаются вокруг родительской звезды либо в одиночестве, либо в компании нескольких соседок. Открытие планетной системы, в которой насчитывается семь планет, — настоящая редкость для астрономов.

В 2018 году, после девятилетних космических изысканий, свою миссию завершил «охотник за экзопланетами» — орбитальный телескоп «Кеплер». За время работы аппарат обнаружил почти 4,5 тысячи кандидатов в экзопланеты, из которых примерно 2,5 тысячи получили подтверждение.

Космическая обсерватория искала экзопланеты методом транзитной фотометрии — этот способ основан на наблюдениях за прохождением планеты на фоне родительской звезды. Телескоп собрал так много информации, что ученые работают с ней до сих пор. Нередко ее анализ приводит к открытиям. Например, в 2020 году астрономы обнаружили в данных «Кеплера» 17 новых кандидатов в экзопланеты.

Теперь группа астрономов из американского Исследовательского центра Эймса NASA сделала очередное открытие благодаря анализу данных космического телескопа. Исследователи рассказали о системе из семи планет, обращающихся вокруг звезды Кеплер 385, на расстоянии 4,6 тысячи световых лет от Земли. Эта планетная система описана в Обновленном каталоге кандидатов на экзопланеты Кеплера (Updated Catalog of Kepler Planet Candidates: Focus on Accuracy and Orbital Periods), который готовится к публикации в The Journal of Planetary Science. Сейчас с ним можно ознакомиться на сайте электронного архива препринтов arXiv.

Ученые знали о звезде Кеплер 385 и о том, что вокруг нее вращается экзопланета Кеплер-385 b (на расстоянии 0,097 а.е), еще в 2014 году. Однако в новой работе астрономы подтвердили наличие у светила других экзопланет: оказалось, что их всего семь. Кроме того, в обновленном каталоге исследователи раскрыли новые подробности о самой звезде.

Звезда Кеплер 385 похожа на Солнце, но на 10% больше и примерно на 5% горячее. Она относится к звездам спектрального класса F, у которых наблюдается желто-белый цвет, а температура поверхности составляет от шести до 7,5 тысячи кельвинов.

Вокруг звезды обращаются семь экзопланет, которые по своим размерам больше Земли, но меньше Нептуна. Две из них — внутренние — скорее всего, «суперземли», скалистые миры с разреженной атмосферой. Остальные пять — внешние, они немного крупнее. Каждая имеет радиус примерно в два раза больше земного (радиус Земли — 6371 километр). Предположительно, их окутывает плотная атмосфера.

Астрономы пришли к выводу, что все семь экзопланет хотя и находятся в так называемой зоне обитаемости, вероятно, непригодны для жизни. Они расположены очень близко к своей родительской звезде и фактически «купаются» в интенсивной радиации. Эти объекты получают больше тепла на единицу площади, чем любая из планет Солнечной системы.

Планетная система Кеплер 385 представляет большой интерес для астрономов. Это одна из немногих известных систем, в которую входят более шести планет. Другой известный пример — TRAPPIST-1. Дальнейшие наблюдения за Кеплер 385 позволят ученым лучше понять, как планеты разных масс и размеров взаимодействуют друг с другом и какими физическими свойствами обладают.

Отметим, что обнаружение планет тем сложнее, чем больше период их обращения, так как удаленные планеты редко проходят между диском своей звезды и земным наблюдателем. Поэтому фактически многопланетных систем может быть куда больше, чем сегодня знают ученые.

Новая система примечательна тем, что одновременно и очень компактна, и имеет относительно крупную и массивную звезду-хозяйку. До этого известные семипланетные системы открывали у красных карликов — намного менее массивных звезд, где компактное расположение планет вполне ожидаемо.

Источник: Naked science