» » » Астрономы нашли «пи-Землю»

Астрономы нашли «пи-Землю»

ESO/ P. Horálek

Астрономы благодаря космическим и наземным обсерваториям открыли землеподобную экзопланету K2-315b, находящуюся на орбите у маломассивного красного карлика. Необычность открытия в том, что значение орбитального периода планеты совпадает с первыми тремя знаками числа пи.

Статья опубликована в журнале The Astronomical Journal, пишет nplus1.ru.

Космические телескопы, такие как «Кеплер» или TESS, позволяют вести непрерывные наблюдения за десятками тысяч звезд вне атмосферы Земли, что привело к открытию нескольких тысяч экзопланет при помощи метода транзитной фотометрии. Это дает возможность астрономам понять степень уникальности Солнечной системы или определить наиболее распространенные типы экзопланет. С другой стороны, наземные телескопы, оптические системы которых непрерывно совершенствуются, также позволяют обнаруживать экзопланеты, причем при значительно меньших затратах на строительство и содержание. Одним из ярких примеров работы наземных телескопов считается открытие системы TRAPPIST-1, содержащей семь скалистых экзопланет, три из которых находятся в обитаемой зоне своей звезды, а также случаи обнаружения экзопланет у ближайших к Солнцу звезд, в том числе у Проксимы Центавра, в рамках проекта RedDots.

Группа астрономов во главе с Прайвалом Нираулой (Prajwal Niraula) из Массачусетского технологического института сообщает об открытии экзопланеты у красного карлика K2-315 (или EPIC 24963167) спектрального класса М3.5, находящегося в 186 световых годах от Солнца, масса которого составляет всего 0,17 массы Солнца. Первоначально ученые проанализировали архивные данные «Кеплера», который наблюдал за звездой в 2017 году, и обнаружили несколько событий транзита планеты по диску звезды. Чтобы подтвердить открытие, астрономы провели наблюдения за системой при помощи телескопов наземной обсерватории SPECULOOS, которая занимается поиском обитаемых планет вокруг ультрахолодных звезд, а также при помощи инструмента HIRES, установленного на одном из телескопов Кека, чтобы определить параметры родительской звезды.

Оказалось, что K2-315b сравнима с Землей — ее радиус составляет 0,95 радиуса нашей планеты. Планета совершает один оборот вокруг своей звезды за 3,14 дня, из-за чего ученые дали ей неофициальное название «π-Земля». Она малопригодна для существования жизни, так как расчетная температура ее поверхности составляет около 450 кельвинов. Тем не менее, астрономы считают, что K2-315b является одной из немногих известных экзопланет земного типа, которая может иметь теплую атмосферу, пригодную для исследований при помощи будущего космического телескопа «Джеймс Уэбб».

Вторичный анализ данных космических телескопов уже не раз приводил к открытиям новых кандидатов в экзопланеты, в том числе и к подтверждению их статуса.