» » » Нейробиологи придумали, как предсказывать зависимость человека

Нейробиологи придумали, как предсказывать зависимость человека

Недавно открытый нейромаркер пригодится для лечения зависимости от психоактивных веществ. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience, пишет «Хайтек».

Ученые из Йельского и Дартмутского университетов, а также Французского национального центра научных исследований (CNRS) определили стабильный мозговой паттерн, или нейромаркер, который отвечает за тягу к наркотикам и еде.

Нейробиологи предположили, что всех людей, которых тянет к чему-либо, объединяет один паттерн мозговой активности и алгоритм машинного обучения обнаружит его. Этот нейромаркер можно использовать, чтобы спрогнозировать уровень тяги на основе изображений мозга.

Ученые собрали данные функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), которые дают представление об активности мозга, и собственную оценку потребности в чем-либо для 99 человек. Результаты исследования использовали, чтобы обучить и протестировать алгоритм машинного обучения.

Для эксперимента отобрали две группы людей: тех, кто употреблял наркотики, и контрольную. На первом этапе участникам показывали изображения запрещенных веществ и вкусной еды и собирали данные фМРТ. Затем их попросили оценить, насколько сильно они жаждали увиденных объектов.

Нейропаттерн задействует медиальный, латеральный и островковый участки. Предоставлено: Nature Neuroscience

Исследователи заявили, что алгоритм определил модель активности мозга, которую можно использовать для прогнозирования интенсивности тяги к наркотикам и еде только на основе изображений фМРТ. Паттерн назвали нейробиологической характеристикой влечения (англ. Neurobiological Craving Signature, NCS). Часть нейромаркера — активность в нескольких областях мозга, некоторые из которых уже связывали с употреблением психоактивных веществ и тягой. Тем не менее, NCS обеспечивает новый уровень детализации, показывая, как нейронная активность в субрегионах этих областей мозга может предсказывать зависимость.

Также анализ NCS показал, что реакции мозга на наркотики и пищу похожи. Ученые предполагают, что тяга к запрещенным веществам возникает из тех же участков нервной системы, которые генерируют тягу к еде. Однако авторы исследования подчеркивают, что нейромаркер отличает потребителей наркотиков от тех, кто не употребляет их.

Открытие улучшит понимание зависимости, поможет разработать новые методы ее лечения, а также улучшит методы диагностики расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Сегодня врачи диагностируют множество заболеваний, определяя биологические маркеры у пациента — диабет, например, выявляют с помощью анализа крови на маркер A1C.