На более поздних этапах Первой мировой войны инженеры разработали сумасшедший план защиты Парижа от немецких бомбардировщиков: они собирались построить поддельный Париж рядом с настоящим Парижем.
Германия впервые сбросила бомбы на Париж 30 августа 1914 года. Немецкий самолет «Таубе» сбросил на город четыре бомбы, причинив незначительный ущерб французской столице. Поначалу такая атака была в новинку. По мере развития войны интенсивность и ущерб таких бомбардировок увеличивалась. Франция начала искать способы избежать их.
Немцы явно превосходили французов в воздухе, поэтому зенитки и самолеты далеко не всегда помогали Франции. Поэтому французские власти придумали крайне амбициозный и необычный план для решения этой проблемы. Они решили построить фальшивый Париж, чтобы сбить с толку вражеских пилотов.
Воронка от немецкой бомбы в центре Парижа / Фото: Public Domain
Ключ к созданию правдоподобной фальшивки – внимание к деталям. Улицы фейкового города скопировали с настоящих улиц. Настоящий город был построен на реке Сена, поэтому город-приманку также построили на Сене.
В основе фальшивого Парижа лежали три области. Первая область – железнодорожные вокзалы, вторая – узнаваемые достопримечательности, такие как Триумфальная арка и Елисеевские поля, а третья – промышленная зона. Последней области не было в настоящем городе, но она могла привлечь внимание немецких пилотов. Если бы они увидели фабрику с неба, они, вероятно, сбросили бы на нее бомбы, полагая, что уничтожают часть военной машины Франции.
Самый сложный шаг заключался в освещении. Без надлежащего освещения план не имел шансов на успех. Именно поэтому французы наняли итальянского инженера-электрика Фернана Якопоцци, чтобы оживить город.
В городе-приманке использовались огни для создания иллюзии движения поездов, работы фабрик и нормальной жизни. Когда фейковый Париж горел во все лампочки, настоящий был сильно затемнен, что должно был еще сильнее отвлекать внимание пилотов.
Фальшивый Париж учитывал и те обстоятельства, в которых летали бомбардировщики противника. В начале войны бомбардировщики атаковали днем, но французы адаптировались к натиску и разработали зенитную технику. Из-за этого бомбардировки проводились в ночное время. Это ограничивало обзор пилотов, у которых не было современных технологий, помогающих ориентироваться.
В самолетах не было ни радаров, ни GPS. Поэтому пилотам приходилось доверять своим инстинктам и пониманию окружающей обстановки. Если они увидели яркий город, построенный на реке, то наверняка это был Париж.
Фальшивый поезд при дневном свете / Фото: Public domain
Правда, никто так и не узнал, насколько фальшивый Париж был эффективен. Его не успели достроить. Немцы прекратили бомбить Париж в сентябре 1918 года, и двумя месяцами позже в Компьене было подписано перемирие.
Хотя, вероятно, Франция сочла это лучшим исходом, чем строительство вторых Елисейских полей.
Источник: «Популярная Механика».