Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге удовлетворил совместную жалобу Парижа, Мадрида и Брюсселя на Еврокомиссию, которая повысила предельные нормы выбросов оксидов азота автомобилями. Своим решением от 13 декабря 2018 года суд подтвердил законность запретов на дизельные автомобили.
Что происходит в Евросоюзе с дизельными автомобилями
Если кратко подводить итоги 2018 года в области перспектив дизельных автомобилей, то основные результаты, на сегодняшний день, можно сформулировать так:
- в 12 государствах ЕС уже существует около 250 специальных зон, в которых разрешено движение только автомобилям с низким уровнем вредных выбросов в атмосферу – электрокарам и гибридам;
- помимо множества городских зон – с 2019 года запрещено движение старых дизельных автомобилей по германскому автобану A40, который проходит по землям в Северной Рейн-Вестфалии;
- итоги опроса издания Transport & Environment свидетельствуют о том, что 66% граждан ЕС поддерживают запрет дизеля и другие меры по борьбе с загрязнением атмосферы, а 69% – не планируют в будущем покупать дизельные автомобили.
Юридический уровень запретов на дизельные автомобили
Скажем прямо – практически все суды во всех инстанциях в 2018 году выиграли сторонники запретов. От решений судов на местном уровне до общего Европейского суда – везде подтверждена законность вводимых ограничений и запретов.
13 декабря 2018 года Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге удовлетворил совместную жалобу Парижа, Мадрида и Брюсселя на Еврокомиссию и окончательно «развязал руки» всем местным властям. Более того, этот же суд частично отменил решение Еврокомиссии 2016 года, которое повышало максимальные нормы выбросов оксидов азота автомобилями.
В ноябре 2018 года Высший административный суд Германии подтвердил законность запрета проезда старых дизельных автомобилей, стандарта Евро-4 и ниже, по автомагистрали A40. Такое решение суда стало первым постановлением относительно германской автомагистрали и, судя по всему, открыло дорогу запретам и на других автобанах страны.
В каких странах Европы больше всего запретов
Лидером по ограничениям на дизельные автомобили является Германия. В немецких городах Гамбург, Бонн, Штутгарт, Франкфурт, Кельн, Лейпциг, Дюссельдорф, Берлин, Эссен и Гельзенкирхен уже действуют или вступают в действие с первых месяцев 2019 года различные программы ограничений на движение дизельных автомобилей стандарта Евро-5, Евро-4 и ниже. Следует правильно понимать, что решения о запрете вводятся на местном уровне и городские муниципалитеты сами составляют список улиц и трасс. Где-то запретная зона охватывает только центральную историческую часть города, а в других регионах – под ограничения попадают и пригороды.
В Северной Италии действует комплексная программа по борьбе со старыми дизельными автомобилями. С октября и до конца марта в административных областях Пьемонт, Ломбардия, Венето и Эмилия-Романья запрещено движение дизельных автомобилей стандарта Евро-3 и ниже. А въезд в центральные районы Рима вообще запрещен для не местных автомобилей.
Париж – пока еще действуют ограничения на дизельные авто, зарегистрированные до 2001 года, а с лета 2019 года запреты будут значительно усилены и дополнительно расширены на парижские пригороды.
Мадрид – с начала 2017 года введены ограничения на движение некоторых транспортных средств, а с 2019 года всем автомобилям, кроме местных, будет запрещен въезд в центр испанской столицы.
Что будет с запретами в 2020 году
Мы недаром акцентируем внимание на 2020 год – именно с этого года запланирован старт различных ограничительных программ в области автомобилей в большинстве стран Европы. Активисты экологичных движений готовятся праздновать настоящую «победу», ведь, например, во многих крупных скандинавских городах создаются специальные «зеленые зоны», в которых будет полностью запрещено движение дизельных авто.
Многие эксперты прогнозируют, что 2020 год может стать переломным годом для авторынка ЕС и большинство новых автомобилей будут электрическими или гибридными. Конечно, по дорогам Европы продолжат движение десятки миллионов старых дизельных автомобилей. Более того, согласно результатам последних тестов от Европейской Ассоциации автомобильных производителей (ACEA) новые дизельные двигатели стандарта Евро-6 являются «очень чистыми» и выбрасывают в атмосферу вредных веществ меньше, чем бензиновые двигатели.
Новый дизельный автомобиль, соответствующий действующему на сегодняшний день стандарту Euro 6d-TEMP, с легкостью пройдет самые строгие проверки на экологичность, которые будут введены в ЕС с 2020 года. Компании-производители автомобилей призывают прекратить тенденциозную пропаганду и демонизацию дизельных двигателей, но на сегодняшний день европейское общество твердо настроено изгнать с улиц автомобили такого типа.
Глобальная экологическая проблема
Борьба за чистый воздух – это, без всяких сомнений, отличная экологическая инициатива, получившая поддержку во всем мире. Дизельные автомобили первыми в Европе «пострадали» от попыток быстрого решения глобальной экологической проблемы. Ученые предупреждают, что судя по результатам мониторинга – загрязнение воздуха продолжает увеличиваться и запрет на дизельные двигатели пока не приводит к заметно положительным результатам. Бурными темпами развивается, например, гражданская авиация и пассажирские перевозки требуют все больше и больше нефти.
В долгосрочной перспективе новые экологичные двигатели одержат победу над дизельными и бензиновыми, но когда это произойдет – вопрос риторический. В соответствии с существующими расчетами и прогнозами роста – в 2040 году на планете будет около 2,5 млрд автомобилей, причем лишь 15% из них будут полностью электрическими.