» » » Физики впервые измерили состояние связи света и материи

Физики впервые измерили состояние связи света и материи

Ученые впервые показали, что электромагнитное излучение может создавать силу между атомами. Это исследование пригодится астрофизикам, пишет «Хайтек».

В лаборатории впервые создали особое состояние связи между атомами с помощью лазерного луча. Их поляризовали, чтобы они были заряжены положительно с одной стороны и отрицательно — с другой. Это заставляет их притягиваться друг к другу, создавая совершенно особое состояние связи. Она намного слабее, чем между двумя атомами в обычной молекуле, но все же измеримая. Лазерный луч выступает в роли «молекулы» света и материи.

Теоретически этот эффект предсказали давно, но теперь ученые из Центра квантовой науки и технологии Венского технического университета в сотрудничестве с Инсбрукским университетом удалось впервые измерили эту экзотическую атомную связь. Такое взаимодействие полезно для управления чрезвычайно холодными атомами. Также этот эффект может играть роль в формировании молекул в космосе. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Physical Review X.

В электрически нейтральном атоме положительно заряженное атомное ядро окружено отрицательно заряженными электронами, которые окружают его подобно облаку. Если включить внешнее электрическое поле, то распределение заряда немного сместится. «Положительный заряд немного смещается в одном направлении, отрицательный — немного в другом, у атома вдруг появляются положительная и отрицательная стороны, он поляризуется», — объясняет профессор Филипп Хаслингер, чьи исследования в Атомном институте Венского технического университета поддерживаются программой FWF START.

Свет — это электромагнитное поле, которое очень быстро меняется, поэтому эффект поляризации также можно создать с помощью лазерного излучения. Когда несколько атомов находятся рядом друг с другом, лазерный свет поляризует их одинаково — положительно слева и отрицательно справа — или наоборот. В обоих случаях два соседних атома поворачивают друг к другу разные заряды, что приводит к возникновению силы притяжения.