» » » Астрономы нашли у Земли еще один троянский астероид

Астрономы нашли у Земли еще один троянский астероид

©NOIRLab, NSF, AURA, J. da Silva, Spaceengine

У нашей планеты обнаружился второй «троянец» — темный, богатый углеродом астероид диаметром больше километра.

До сих пор у Земли был известен лишь один троянский астероид, движущийся по орбите вместе с планетой. Однако недавно астрономам удалось подтвердить существование еще одного такого небесного тела. «Троянец» 2020 XL5 — углеродистый астероид диаметром почти 1200 метров, который был захвачен несколько сотен лет назад и останется на своем месте еще несколько тысяч лет. Об этом пишет Naked science со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Nature Communications.

В любой системе, состоящей из звезды и ее планеты, есть участки, в которых их притяжение, с одной стороны, и центробежная сила, возникающая из-за движения по орбите, с другой, устойчиво уравновешивают друг друга. Их можно рассматривать как точки пониженной энергии, оказавшиеся там астероиды задерживаются в них на довольно значительное время. У каждой планеты имеется пять таких точек Лагранжа: две находятся на ее орбите чуть впереди и позади (L4 и L5), две расположены на линии, соединяющей планету с Солнцем (L1 и L2), и еще одна — в строго противоположной планете точке ее орбиты (L3).

В L4 и L5 накапливаются астероиды, которые могут сопровождать планету тысячи лет, прежде чем отправятся дальше. У великана Юпитера известны тысячи таких троянских астероидов (к ним уже запущена специальная космическая миссия), у Марса — девять, а у Венеры и Земли — по одному. Единственный до сих пор известный «троянец» Земли — 2010 TK7 — обнаружили около десяти лет назад, он находится в L4 и набирает около 300 метров в поперечнике. Наблюдения, проведенные в 2020 году с помощью телескопов Pan-STARRS, указали на возможность существования астероида и в L5 системы Солнце — Земля. Теперь астрономы подтвердили, что у нашей планеты действительно есть еще один «троянец» — 2020 XL5.

Пять точек либрации (точки Лагранжа) системы Солнце — Земля. Первый известный троянский астероид Земли обнаружен в L4, второй — в L5 / ©NOIRLab, NSF, AURA, J. da Silva

Для этого Тони Сантана-Рос (Toni Santana-Ros) и его коллеги из Университета Барселоны использовали архивные данные и новые наблюдения, проведенные несколькими наземными телескопами, включая чилийский SOAR, американский Lowell Discovery Telescope и европейский Optical Ground Station, работающий на Канарах. Это позволило рассмотреть и сам астероид, и его орбитальное движение. По оценкам ученых, 2020 XL5 в несколько раз крупнее 2010 TK7 и набирает в поперечнике 1180 метров. Судя по слабому блеску, это темное небесное тело, возможно, богатое углеродом, подобно распространенным астероидам класса С.

Положение тел в точках Лагранжа стабильно, но не вечно. Рано или поздно оно разбалансируется, и астероиды покинут это место, отправляясь в самостоятельное путешествие. Расчеты показывают, что 2020 XL5 был захвачен совсем недавно, около 600 лет назад, и еще через 4000 лет покинет L4. Добавим, что 2010 TK7 останется с нами еще 15 тысяч лет. Этих сроков вполне достаточно, чтобы внимательнее исследовать эти тела, хотя для космических миссий троянские астероиды Земли — не самая удобная цель: добраться и «запарковаться» в L4 и L5, стартуя с планеты, сложно. А вот исследовать астероиды, пролетев поблизости от них, вполне возможно.