» » » Перестройку и гласность пытаются превратить в дорогой антиквариат

Перестройку и гласность пытаются превратить в дорогой антиквариат

Первое, что впечатляет на выставке «Гласность/Перестройка», – само место ее проведения. Монументальный сталинский дом с лепниной и высоченными потолками. Не какой-нибудь чердак, подвальная мастерская или сквот. Те самые сумасшедшие «обиталища сообщников», которые так любил воссоздавать в Третьяковке бывший хранитель коллекции нон-конформизма Андрей Ерофеев.

Теперь в обстановке эдакого советского салона – так могли бы показывать парадные портреты членов Политбюро – перестроечные вещи приобрели другой вид и звучание. Они вдруг окаменели, забронзовели и почти потеряли ироничный запал «искусства молодых». Зато приготовились войти в вечность. «Портрет Леонида Брежнева» кисти Дмитрия Врубеля (того самого, кто написал знаменитый поцелуй Брежнева и Хоннекера), висит как парсуна XVII века, а «СССР – Бастион мира» Игоря Макаревича (землистые серп и молот) – как древние христианские знаки, «Очередь за вином» Семена Файбисовича – как ренессансная фреска.

В принципе, сравнение перестроечного соцарта с религиозной иконописью – далеко не новость. Если русский авангард начала ХХ века замешивал народное искусство (примитивы) на церковных символах (Малевич с его супрематическими крестами), художники конца столетия для такого замеса брали символы коммунистические. Уже упомянутые серпы с молотами, звезды и красные знамена, трибуны и мавзолеи. Короче, все те приметы «perestroika», которыми активно торговали арбатские дилеры.

Обычно искусство горбачевского времени подают как последний взлет соцарта. Делают упор на тотальной иронии, на жестах отрицания, анархическом упоении Западом – пляски молодых на статуях отцов. Здесь, конечно, знаковым явлением (не столько по образам, сколько по настроению) признается фильм «Асса». Кстати, двое из выставленных художников – Сергей Шутов и Сергей Бугаев (Африка) – принимали в нем непосредственное участие. Если идти по этому пути дальше – что, собственно, и сделал Андрей Ерофеев – то линию такой «перестройки» можно вести до бесконечности, находя ее отголоски в любом искусстве протеста, в любых общественных провокациях.

Однако для музеев, а уж тем более для продаж, такое искусство явно не годится. Его можно разобрать на сувениры. На него может возникнуть «мода» – как это случилось на Западе, когда ушастые красноармейские буденновки стали хитом сезона. Но чтобы выискать в этом карнавале нечто серьезное и нетленное – нужно очень сильно постараться.

Именно этим и занялись кураторы «Гласности/Перестройки» в расчете на немецкого и английского зрителя. За что получили град упреков от отечественных критиков. Ведь они оставили за бортом пляски и песни (то есть историю), поместив картины в безвоздушное пространство аукционных стандартов. Как если бы они попали в лондонскую галерею «Тейт», где никто даже приблизительно не может перевести слово «glasnost». Удивительно, что многие работы эти стандарты выдержали – не случайно немедленно приходят сравнения и с немецким нео-экспрессионизмом (Сундуков), и с американским неореализмом (Гороховский), и с французским неоконцептуализмом (Хлобыстин).

Другое дело – выветрилось очень ценное чувство свободы и авантюризма. Когда, по примеру Леонида Лама, можно было надставить один «серп-молот» на другой и таким образом получить знак доллара. Сегодня немецкие владельцы галереи такому художнику посоветовали бы возвратить «серп-молот» в прежнее состояние, чуточку подпилив его в разных местах. Получится знак евро – куда как более конвертируемый и стабильный арт-объект.

newizv.ru


ДРУГИЕ НОВОСТИ

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ / КОММЕНТИРУЕМОЕ
  1. Как выбрать наушники JBL: основные критерии и советы
  2. Ученые выяснили, как перерыв в тренировках влияет на силу
  3. Астрономы опровергли известную гипотезу Керра о вращающихся черных дырах
  4. Солнечная система оказалась внутри «межзвездного тоннеля»
  5. Volkswagen начнет строить машины на китайской платформе
  6. АвтоВАЗ запатентовал новые светодиодные фары для «Нивы»
  7. ОБРАБОТКА ЛЕКСУСА ПОЛИУРЕТАНОВОЙ ПЛЕНКОЙ
  8. Ferrari возродит легендарную F40 в виде модели линейки Icona
  9. Названо главное слово 2024 года
  10. Астрономы выяснили, как появляются загадочные радиосигналы из космоса
Галерея