Сегодня вместе с волонтерами Красного Креста мы отправились на самые проблемные участки дорог, откуда в последние сутки поступали призывы о помощи. Увидели брошенные прямо на проезжей части автомобили, превратившиеся в сугробы, продрогших водителей и какую-то безнадегу в уставших глазах. Для отчаявшихся людей, попавших в трудную ситуацию, появление нашего вездехода было очень неожиданным. Многие даже не понимали, откуда пришла помощь и кто мы, люди в ярких жилетах, что хотим, почему привязываем трос к их автомобилям, предлагаем горячий кофе. В сложных условиях многие, очевидно, уже не рассчитывали получить помощь извне. Это очень чувствовалось особенно в голосе водителей. А появление военных автомобилей многие и вовсе готовы были встретить аплодисментами: ну наконец-то!
Когда утром стало ясно, что ситуация на подъездах к Минску по-прежнему сложная, мы решили: надо ехать! Многие сообщали, что так и не дождались помощи — нет воды, топлива, они замерзают. Многочисленные звонки в редакцию были тревожными. Мы оперативно закупились провиантом: хлебом, сыром, печеньем, кофе, сахаром, питьевой водой — и договорились с волонтерами Красного Креста встретиться на выезде из города.
Уже через час вездеход, некогда служивший бундесверу (на нем должны были вывозить раненых с поля боя), подъехал к Игуменскому тракту. Несмотря на компактные размеры, этот «малыш» в сложных условиях проявляет себя отлично. В этом мы убедились уже через несколько часов. Внутри — минимум необходимого для спасения людей и машин из снежных заносов: буксировочный трос, лопата, носилки, два запасных аккумулятора.
«Значит так, сначала едем на дорогу Новый Двор — Гатово, потом — на могилевскую трассу, к Привольному», — предложил начальник отдела Красного Креста Константин Андрончик. Именно оттуда поступали самые угрожающие сообщения.
Несмотря на то, что еще утром въезд на дорогу к Гатово был перекрыт, мы туда свернули без проблем. Нас никто не остановил. Рядом ждал водитель Renault Scenic. Это еще один волонтер, подготовивший термосы с горячей водой, одноразовую посуду, чай. Загружаемся и движемся дальше.
«Все эти люди помогают абсолютно бесплатно. Мы только кинули клич в эфире радиостанции, и они сразу отозвались, — объясняет Константин Андрончик. — Наш плечистый водитель Андрей, например, заправил вездеход за свои деньги, а еще раньше отремонтировал его, поставил на колеса, можно сказать. Это обычный человек, работает механиком. Вообще волонтерами обычно становятся те, кто сам раньше побывал в критической ситуации. Такие люди хорошо понимают попавших в беду».
Движение на этой маленькой дороге было довольно интенсивным. По обочинам — брошенные легковушки, грузовики, маршрутные автобусы. Такая картина, впрочем, характерна для многих трасс Минской области.
Неожиданно замечаем посреди поля крышу какой-то машины. Наш водитель, не задумываясь, сворачивает, но даже вездеход в какой-то момент застревает. Бросаемся к водителю, который находится в салоне. У мужчины красные глаза, уставший голос. Явно не спал больше суток. Говорит, что находится здесь с вечера пятницы. Когда трактором стали проделывать объезд, он решил рискнуть и завяз. За ночь вокруг него образовался сугроб высотой полтора метра.
«За мной сейчас погрузчик придет», — мужчина наотрез отказывается от кофе, еды и вообще какой-то помощи. Двигатель автомобиля заведен. В салоне тепло.
Вездеход нам помогают вытащить ребята из микроавтобуса и минивэна. Сами ищут, кому бы помочь. Таких людей было немало. Они, как и мы, решили ехать на одну из самых проблемных дорог в Минском районе. Правда, уже вскоре мы поняли: страшные сообщения о том, что тут буквально замерзают люди, не подтверждаются.
Да, скорее всего, вчера вечером ситуация выглядела критической. Но днем мы увидели только брошенные машины и нескольких водителей, в автомобилях которых сели аккумуляторы. Дорога худо-бедно была почищена, ехать было можно, но громадные сугробы на обочинах выглядели угрожающе.
Следующая остановка — возле минивэна, застрявшего недалеко от Нового Двора. Водитель говорит, что час назад сел аккумулятор, за это время никто не остановился.
«Так, цепляй трос», — быстро сориентировался Андрей. Он молниеносно принимает решения и знает все тонкости эвакуации автомобилей: как тянуть, где зацепить трос, когда отключить дифференциал.
Но, увы, даже через несколько сотен метров автомобиль не завелся. Аккумулятор разрядился в ноль. Задерживаться здесь больше не можем, иначе не поможем многим другим. Андрей связывается по радиостанции с другими волонтерами. Они обещают быть через полчаса и помочь бедолаге.
А мы уже возле MAN, водитель которого не доехал до пункта назначения буквально десять метров. Он замерз прямо возле поворота к предприятию, где должен был разгрузиться. Виталий просит «прикурить». Рассказывает, что ехал всю ночь, стоял в пробках, замерзнуть не успел, но от горячего кофе не отказывается.
Нам пришлось перегородить дорогу. Дальнобойщик из Гродненской области, который вынужден был остановиться, начинает ругаться: «Ну как я теперь поднимусь на горку? Опять двое суток ждать?» В ответ предлагаем горячий чай. Водитель, уже немного успокоившись, соглашается взять бутылку воды.
За это время Андрей умудряется оживить аккумулятор. Виталий, явно не ожидавший помощи, благодарит, напоследок жмет руку каждому.
Опасения гродненского дальнобойщика оказались напрасными. Он легко трогается и преодолевает горку.
Ну а мы уже добрались до Гатово. Там встречаем сотрудников ГАИ. Инспекторы уверяют: «Все, кому нужна была помощь, ее уже получили. Нет там проблемы уже».
«Что ж, тогда на Могилевку», — предлагает Константин Андрончик.
По дороге назад помогаем семейной паре откопать Fiat и вытащить его из сугроба.
«Вчера выехала в 17:00, стояла до 23:00, — рассказывает женщина. — Здесь проблема была в том, что дорогу полностью замело. Снег был по самые окна. На более мощной машине мне пришлось уехать в Минск. Сегодня вот вернулись за моей».
Очередной водитель, который нуждается в помощи, повстречался на трассе Смолевичи — Самохваловичи — Негорелое. «Газель» развернуло поперек дороги. Через несколько минут вытаскиваем его на то, что до снегопада называлось проезжей частью.
«Спасибо, ребята, на Onliner.by про вас обязательно напишу», — обещает водитель. Считайте, что уже написали!
Про трассу М1 весь день приходили противоречивые сведения: то стоит, то едет. Наконец, мы своими глазами увидели реальную обстановку. Не доезжая до развязки с могилевской трассой вдоль дороги стояли фуры. Некоторые дальнобойщики, мудро рассудив, что толку пробиваться через сугробы нет, решили отоспаться. Ехали в основном те, кому нужно было срочно попасть в пункт назначения.
На наше предложение выпить горячего чая или кофе так никто и не откликнулся. Многие дальнобойщики уже попадали в подобные ситуации за границей, где в снегопады дороги полностью перекрывают. Так что для них это не новость.
Дорога расчищена довольно плохо. Движение идет по одной полосе. На обочинах то и дело встречаются брошенные машины. В салонах никого нет. Так что в помощи никто не нуждается.
Могилевская трасса в районе развязки около поселка Сосны. Картина, с которой столкнулись многие водители за последние двое суток, характерная: дорога в одном направлении перекрыта, в другом машины пускают порциями. Обстановка довольно напряженная. На сотрудников ГАИ набрасывается пьяная компания, которая вынуждена идти пешком. Для них инспекторы — это главная причина всех бед.
Как объяснили сотрудники ДПС, перекрытие дороги — вынужденная необходимость. Сейчас чистят дорогу, которая буквально завалена снегом. Не могут проехать не только легковушки, но и грузовики, фуры. О длине затора можно только догадываться. С путепровода конец пробки не виден.
В этот момент появляется военная техника. Одна мощная машина пробивает колею, а другая расчищает проезжую часть практически до асфальта. Это кажется спасением. На устах у всех один вопрос: почему этого не было сделано сразу?
Попутно военные буксируют застрявшие фуры с грузом. Другой спецтехнике это не под силу. Колеса под тяжестью проворачиваются, моментально образуется лед, и это становится сплошным мучением.
Тем временем Андрей пытается вытащить на тросе автопоезд. Дальнобойщик не верит, что это возможно, но фура трогается. Давид и Голиаф в автомобильном исполнении. И все же освободить проезжую часть не удается. Трос лопается, его перевязывают снова и снова, бросают под колеса цепи, но все тщетно. Наш водитель все равно не сдается, он не теряет желания помочь каждому даже в безнадежной ситуации.
А мы спускаемся к самой трассе М4. Водители говорят, что стоят сравнительно недавно, но если бы это была первая остановка. Возле обочины застряла «Газель» с брянскими номерами.
«Вез яблоки, 4 тонны, вдруг сгорело сцепление. Торчу тут уже около суток», — водитель сам азербайджанец, но уже давно живет в России. Глаза слипаются, но он не жалуется, говорит, все понимает, всякое случается.
К этому времени Андрей спускается к нам, теперь пытаемся отбуксировать «Газель», но груженый автомобиль не поддается, трос рвется. Появляется еще один доброволец на квадроцикле. Он тоже пытается оказать хоть какую-то помощь. Вот так собственными силами автомобилисты и другие неравнодушные выкарабкивались из сложной ситуации.
Кстати, на дороге много пешеходов. Люди идут прямо по проезжей части. Двое парней подошли к нам. Мы предложили им кофе, разговорились. Оказалось, они возвращаются с работы из Минска в Сокол, вышли в пятницу, а дойти никак не могут. «Автобус застрял. Хорошо, что в Шабанах есть у кого переночевать. А ведь многие шли всю ночь», — рассказали молодые люди.
Обстановка меняется каждую минуту. Запускают поток в направлении Могилева. Но в какой-то момент движение опять блокируется. Кто-то не смог проехать даже по колее. Это главная проблема заторов: достаточно заглохнуть одной машине — и моментально образуется пробка. Особенно часто в такой роли оказываются фуры, которые безрезультатно буксуют, но никак не могут тронуться с места. Эвакуировать или хотя бы оттащить их в сторону может только спецтехника.
В этот момент фура, которую тщетно буксировали на развязке, все-таки добирается до могилевской трассы, но тормозит и снова становится колом. Андрей переключается на нее. С трудом, сантиметр за сантиметром ему удается оттащить автопоезд. На развязке образовался еще один затор. Ситуация накаляется.
Расчищаем проезд для легковушек. Водители благодарят жестами и все-таки выезжают на дорогу. После многочисленных попыток понимаем, что вытащить автопоезд и «Газель» не удастся. Поим водителей горячим кофе, выдаем печенье и уезжаем, прежде выяснив у военных и водителей спецтехники, что те помогут попавшим в беду. Это правило волонтера: не оставлять без помощи вовсе, даже если не можешь помочь.
Двигаемся в сторону Привольного, который в эти дни можно было бы переименовать в Невольный. Отсюда в течение последних суток также поступали сигналы SOS. Удивительно, но трафик движется даже быстро с учетом погодных условий, не считая, конечно, брошенных у обочин автомобилей.
Некоторые владельцы пытаются их откопать. Притормозили у Subaru, возле которой возилась пара. Предложили помощь, но мужчина с женщиной отказываются: «Специально из Марьиной Горки приехали. Спасибо, сами справимся».
Дорожная обстановка по-прежнему остается сложной. Казалось бы, трасса почищена — поезжай, вьюги нет, ветер не такой сильный. Но буквально на наших глазах произошло несколько аварийных ситуаций, одну фуру развернуло поперек движения, другая сложилась ножницами. Их помогли вытащить коллеги-дальнобойщики. Такое ощущение, что водители уже смирились — кроме как на себя, не на кого рассчитывать.
В обоих направлениях движение, во всяком случае на десятикилометровом участке дороги, было восстановлено. А вот под Минском ситуация оставалась крайне сложной. На въезде в столицу образовался пятикилометровый затор, въезд в город заблокирован. Сотрудники ГАИ заверили: экстренная помощь там никому не нужна, в основном дальнобойщики.
Возможно, мы не всем, кому хотели, смогли помочь. Да это и невозможно сделать силами нескольких энтузиастов. Сложилось ощущение, что не хватало какой-то организованности в действиях военных, сотрудников ГАИ, дорожников, коммунальщиков. Они все пытались делать одно дело разными способами, и от того, быть может, выглядело все не очень уверенно. Водители, оказавшиеся в ловушке стихии, вынуждены были ждать и терпеть.
Смотрите наш видеорепортаж
auto.onliner.by