Если быть до конца честными, то запасной полигон наши знаменитости начали готовить себе давно. Первопроходцем в этой области стала, само собой, Алла Пугачева. Правда, как в пословице, получилось у нее все несколько скомканно. Ни духи «Алла», ни слабоалкогольные напитки, ни картофельные чипсы не принесли Алле Борисовне долгожданных миллионов. Жизнь показала, что песни ее расходятся все-таки лучше, чем хрустящая картошка с инициалами «АБ» на упаковке.
Филипп Киркоров, в те годы – законный супруг примадонны, тоже решил не отставать, выпустив партию вина и шампанского имени самого себя. Народная мудрость про мужа и жену подтвердилась. В том смысле, что алкоголь с этикеткой «Filip» постигла та же участь, что чипсы «АБ». В общем, все умерло.
Но это вовсе не означает, что рожденный петь вести дела не может. Среди представителей нашей богемы немало особ, у кого дела в бизнесе идут очень даже неплохо и в тяжелые кризисные времена приносят ощутимую прибавку к гонорарам. Чаще всего наши знаменитости обращают свои взоры на ресторанный бизнес. Иногда они просто дают свои громкие имена точкам общепита, но порой всерьез занимаются почти всеми делами.
Французский ресторан, который несколько лет назад известный телеведущий Владимир Познер открыл вместе со своим братом, до сих пор даже в будние дни полон народа.
Пышечные, которыми ведает один из солистов группы «Чай вдвоем» Стас Костюшкин, в кризис даже стали еще прибыльней. Но здесь, наверное, свою роль сыграло то, что цены в его кафе весьма демократичные. «Вот посчитайте: средний счет у нас – сорок рублей. Это четыре пышки (они же пончики) и чай, который мы разливаем бесплатно. Яхт, скажу сразу, мы не можем себе позволить купить, а вот держаться на плаву этот бизнес помогает», – говорит Стас.
Весьма успешно идут дела у блюзового клуба, которым на паях владеют Андрей Макаревич, Стас Намин и Валерий Меладзе. Кстати, у самого голосистого певца нашей эстрады есть еще и строительный бизнес. «Артист не вечен, – говорит Валерий Меладзе. – А если со мной что-то случится? Все может произойти, а у меня семья, трое дочерей! Поэтому я в один прекрасный момент задумался о будущем своих женщин.
Они подрастают, им нужно будет получать образование, жить. А мои проекты в строительном бизнесе и блюзовом клубе приносят какой-никакой доход. Хотя сейчас времени за всем этим следить не хватает. Но это вместо меня делают профессионалы, которым я доверяю.
В общем, не скажу ничего нового: деньги делают деньги».
Под занавес прошлого года открыла собственный ресторан София Ротару. Но не в Москве, а у себя в Ялте. На «Вилле Софии» она встретила и Новый год. Причем не одна, а в компании посетителей, которые не поскупились выложить по тысяче евро за праздничный ужин. Кстати, ресторан открылся на территории будущего отеля, который тоже будет находиться в ведении певицы.
Старожилы ресторанного бизнеса вспоминают, что их постоянные клиенты не перестали ходить в любимые ими заведения даже в тяжелый кризисный 1998 год. Более того, многие из них утверждают, что именно российской публике свойствен сценарий «пир во время чумы»: когда вокруг все рушится, наши гуляют на последние деньги. Кстати, именно в то время хорошо «поднялись» игорные заведения: люди, потерявшие свои деньги, отдавали последнее за фишки из казино в надежде поймать удачу за хвост.
Не факт, что такой сценарий повторится и сейчас, однако рестораторы в один голос заявляют, что жаловаться им не на что: столик в хорошем заведении в пятничный вечер забронировать сейчас так же сложно, как и год назад.
Опыт Софии Ротару – скорее исключение. Все-таки прекрасная половина шоу-бизнеса чаще обращает свои взоры на ту сферу, которая им ближе всего. Это – всевозможные салоны красоты. И теперь во время совместных концертов наши дамы обсуждают не последние сплетни, а новинки косметологии. Вот, к примеру, на дне рождения Иосифа Кобзона судьба свела в одной гримерке Наташу Королеву и Таисию Повалий. Так почти все время девушки делились секретами успешного ведения бизнеса! Точнее, Наташа Королева, салон которой должен открыться на днях, давала мудрые советы Повалий (та только недавно купила в Киеве подходящее помещение). К концу концерта певицы решили, что в будущем они будут меняться специалистами – чтобы перенимать опыт друг у дружки. «Я, к примеру, знаю, как сделать так, чтобы мастера не воровали шампуни из баночек. Может, и у Таисии есть свои секреты!» – резюмировала Королева.
Вот уже почти полгода работает собственный салон красоты бывшей «фабрикантки» Ирины Дубцовой. Правда, сама певица говорит, что открыла его прежде всего для того, чтобы ей самой было куда прийти «за красотой» в любое время дня и ночи. Но и коллег по шоу-бизнесу она ждет к себе в гости, предоставляя им ощутимые скидки. Среди посетительниц заведения Дубцовой уже были замечены Инна Маликова и вездесущая Эвелина Блёданс.
А салон красоты певицы Ирины Салтыковой еще только на подходе. «Для нормального артиста параллельный бизнес – это даже не подспорье, это просто необходимость, – считает Ирина. – Вот и я начала действовать. В моем салоне будут все мыслимые и немыслимые услуги для клиента, я даже собираюсь выпустить специальную линию своей одежды, которая тоже будет представлена в заведении. Но это все еще впереди. Пока я только делаю ремонт».
Основатели салонов красоты, которые пережили в свое время августовский дефолт 1998 года и процветают до сих пор, не боятся кризиса. Они давно поняли загадочную душу русских красавиц: наши девушки скорее откажут себе в ужине, чем будут ходить с отросшими корнями волос или маникюром двухнедельной давности. Поэтому открывать новые салоны в разгар кризиса, по мнению профи, не только можно, но и нужно. Ведь помимо всего прочего в нестабильные времена эти оазисы красоты оказывают и психотерапевтическое воздействие: здесь можно на время отвлечься от проблем и мрачных мыслей и погрузиться в сладкую розовую нирвану.
В этой сфере примерно та же ситуация, что и в ресторанном бизнесе. Многие знаменитости лишь дают на время «попользоваться» своим лицом, как, например, Андрей Данилко (а точнее, его сценический образ Верки Сердючки, украшающий этикетки майонеза и водки). Но есть и те, кто реально производит реальный продукт. Так, Роман Трахтенберг выпускает – не удивляйтесь! – колбасу. А в этом году собирается расширить производство и выпустить на рынок уникальный продукт – трахтенбургеры: бутерброды, в которых будут не котлеты, а самое настоящее мясо. «Это такой фастфуд, равного которому нет ни на российском, ни, думаю, на мировом рынке», – уверен Трахтенберг.
У музыканта группы Plazma Максима Постельного планы менее глобальные, зато тщательно просчитанные. «В кризис народ начал тратить меньше денег на развлечения, а на еду и здоровье расходы тем не менее не снижает, – говорит Максим. – Потому что это необходимые для жизни вещи. Вот поэтому сейчас я работаю над проектом «мини-пекарня». Сначала хотел выпекать дорогие хлебобулочные изделия, с изысками, но в итоге решил изготавливать хлебушек для малообеспеченного и среднего класса. Это будет нормальный хлеб, который не начнет черстветь, как многие булки сегодня. Все сделаем по хорошей рецептуре. Производство расположено в ближайшем Подмосковье.
В ассортименте рассчитываем увидеть не только черный хлеб и белые батоны, но и мои любимые сладкие булочки и пирожные. Возможно, если все пойдет нормально, совместим шоу-бизнес с производством – устроим акцию с выпеканием булок звездами нашей эстрады. Пока заниматься булками времени хватает. Понятное дело, что в дальнейшем будут наняты управленцы, которые в этом деле понимают. А я стану курировать процесс».
Кризис – неплохое время для открытия своего производства продуктов питания. Особенно если выпускать планируется не деликатесы, а обычную повседневную продукцию. Снять помещение для производства и хранения готовых изделий в нестабильные времена можно по вполне сносным ценам (многие арендодатели сейчас активно снижают стоимость сдаваемых площадей), а реализовать товары не составит труда. С подорожанием привычных импортных продуктов, цены на которые напрямую зависят от растущего курса доллара и евро, отечественные более дешевые аналоги будут расходиться в считаные дни.
Основатель популярной группы «Доктор Ватсон» Виктор Грошев, разумно посчитав, что за годы гастрольной жизни он в деталях изучил, где отдыхать хорошо, с головой окунулся в туристический бизнес. Его антикризисный план – освоение новых маршрутов в родной России. К тому же Виктор уверен, что пока коллеги по цеху не утратили стремления отдыхать со вкусом, его компания не останется без заказов.
Несладко в кризисные времена придется маленьким агентствам. Такие конторы рассчитаны, как правило, на средний класс, по которому кризис ударил сильней всего. Именно эта группа потребителей в данный момент меньше всего думает об инвестиции последних денег в турпакеты на Мальдивы. С другой стороны, недорогие направления, которые можно продавать конвейерно, всегда пользуются спросом, именно на такие туры потенциальные отпускники «клюют» с наибольшей охотой. Так что если слегка изменить профиль агентства и ориентироваться теперь только на привлекательные спецпредложения туроператоров или самим компоновать пакеты на базе акций авиаперевозчиков, дела пойдут хорошо, от клиентов отбоя не будет.
Коллеги, которые одновременно являются и твоими клиентами, – это вообще выгодно во всех смыслах. В химчистках актера Эммануила Виторгана, например, постоянно обслуживаются Иосиф Кобзон, Арина Шарапова, Лариса Удовиченко, Илья Резник. В итоге у Эммануила Гедеоновича целый круг верных клиентов. А эти самые клиенты уверены на сто процентов, что их обслужат по высшему разряду. Но главное – никто не станет ковыряться, простите, в грязном белье. Поэтому неудивительно, что даже в кризис количество заказов у актера ничуть не уменьшилось.
А вот певице Ладе Дэнс, которая не так давно открыла агентство по подбору персонала, в последнее время вообще приходится работать вдвое больше. В период, когда страну захлестнула волна сокращений, на рынке труда появилось немало квалифицированных специалистов, которые готовы работать за вполне адекватные деньги. И все они осаждают стены подобных агентств в надежде найти подходящее теплое местечко.
«На самом деле агентство я открыла с одной целью. Дело в том, что долгое время другие фирмы за большие деньги «сватали» мне людей, которые приносили огромные хлопоты, – объясняет Лада. – И я подумала: я так много знаю в этой области, почему я должна кому-то платить, не легче ли заняться подобной работой самой? И теперь у меня все свое. Мне не нужно волноваться, потому что знаю: не надо обращаться в другие агентства, я сама работаю с персоналом. А позже выяснилось, что подобная компания еще и деньги приносит. Правда, сама я постоянно не участвую в процессе, действует моя команда профессионалов. А я – основатель компании и ее руководитель. Я не психолог и не методист, я просто время от времени контролирую производство. Люди, которые обращаются к нам, остаются довольны. Для меня это самый главный показатель».
В целом считается, что сфера обслуживания в кризисные времена страдает в первую очередь. Уровень жизни потенциальных клиентов падает, надобность во многих услугах снижается. Особенно это заметно в сегменте среднего класса: многие семьи в связи с кризисом отказались от нянь и помощниц по хозяйству. А вот что касается медицинских услуг, то даже в нестабильные времена большинство жителей больших городов не готовы вернуться к многочасовым очередям, отсутствию нужных специалистов и аппаратуры, то есть ко всему тому, чем славятся муниципальные поликлиники.
Анетта Орлова, кандидат социологических наук, психолог: «Разумеется, бренд, лицом которого является знаменитость, намного легче продать, поэтому многие компании сейчас нанимают известных людей для рекламы своей продукции. Однако тем, кто хочет воспользоваться таким приемом, необходимо точно знать, на какую аудиторию их проект рассчитан. Например, если вы намерены рекламировать сеть салонов красоты или фитнес-клубов, ориентированных на молодых девушек, то лицом бренда лучше всего выбрать симпатичную, подтянутую юную певицу или актрису.
То есть, по сути, девушку – ролевую модель для большинства потенциальных клиенток. То же самое касается и косметики, однако здесь следует учитывать детали. Участницы «Фабрики звезд», например, вряд ли смогут создать правильный месседж для потенциальной аудитории потребителей косметики, рассчитанной на дам элегантного возраста.
Поэтому для рекламы антивозрастных продуктов маркетологи выбирают уже состоявшихся, успешных женщин, например, ту же Ларису Вербицкую. В общем, привлекать звезд к рекламе своего продукта надо очень аккуратно, чтобы имидж артиста ни в коем случае не шел вразрез с имиджем бренда. Та же Ксения Собчак, например, вряд ли сможет сделать достойную рекламу семейным автомобилям или детскому питанию: ее образ никак не вяжется с домашним уютом и семейными ценностями. Потенциальная аудитория просто не поверит такой рекламе», пишет журнал «Атмосфера».