По самым скромным оценкам
Стране, и без того обремененной огромным госдолгом, предстоит направить немалые средства на ремонт поврежденных стихией объектов инфраструктуры - начиная с дорог, мостов и железнодорожных магистралей и заканчивая энергосетями и морскими портами. Некоторые аналитики уже сравнивают масштаб предстоящих работ с послевоенным восстановлением страны.
По подсчетам экспертов, землетрясение и последовавшее за ним разрушительное цунами обойдутся стране примерно в 3% ВВП (около 180 миллиардов долларов). Однако, как отметил представитель Всемирного банка Адхас Джха (Abhas Jha), такого рода предварительные оценки, как правило, пересматриваются.
Тем не менее большинство аналитиков уверены, что финансовые потери Японии от природного бедствия превысят ущерб от катастрофического землетрясения в городе Кобе в 1995 году. Тогда, по оценкам международного рейтингового агентства Standard & Poor's, стихия "отняла" у японской экономики 159 миллиардов евро.
Власти Японии, между тем, до сих пор не называют даже приблизительной суммы возможного ущерба.
Удар по промышленности
На долю четырех наиболее пострадавших от стихийного бедствия префектур - Ивате, Мияги, Фукусима и Ибараки - приходится 6% ВВП Японии. Здесь сосредоточено много промышленных предприятий, а также морские ворота. Важнейшие из них - крупнейший порт на северо-восточном побережье Сендай - разрушены цунами. Еще три порта серьезно пострадали и не будут принимать и отправлять суда по меньшей мере несколько месяцев.
Шесть нефтеперерабатывающих заводов, способных перерабатывать 1,4 миллиона баррелей нефти в сутки (что составляет примерно треть нефтеперерабатывающих мощностей страны), закрыты из-за пожаров.
Серьезный удар стихии ощутила на себе сталелитейная промышленность. Предприятие Nippon Steel Corp. в префектуре Ивате приостановило работу после того, как в результате цунами были затоплены несколько цехов. Завод Sumitomo Metal Industries Ltd. в префектуре Ибараки также прекратил выпуск продукции.
Многие компании были вынуждены свернуть производство из-за дефицита электроэнергии. Так, Sony Corp. остановила конвейеры на нескольких своих заводах. Аналогичным образом поступила компания Toshiba. Все автопроизводители, в том числе крупнейший в мире Toyota Motor Corp., прекратил сборку машин на предприятиях по всей Японии.
Впрочем, японскому бизнесу, похоже, придется справляться с трудностями своими силами, поскольку у властей сейчас есть более срочные задачи, отмечают эксперты. Помимо обеспечения безопасности на АЭС в Фукусиме, где сложилась критическая ситуация, сейчас важно отремонтировать разрушенные дороги и мосты, чтобы обеспечить доставку в пострадавшие районы продовольствия, медикаментов, топлива и предметов первой необходимости. По оценкам аналитиков J.P. Morgan Securities, этот процесс может занять до трех месяцев.
rian.ru