Поколение Z рискует стать интернет-зависимыми с юного возраста / ©Getty images
Ученые из НИУ ВШЭ, СПбГУ, МИФИ и Костромского государственного университета проанализировали научные данные об интернет-зависимости и фаббинг-поведении за последние 10 лет. Выяснилось, что все больше людей в мире страдают зависимостью от смартфонов, а фаббинг практически стал нормой в молодежной среде. При этом сами респонденты часто чувствуют себя его жертвами и ощущают негативные последствия.
Результаты работы опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», пишет издание Naked Science.
В теории коммуникации фаббинг — это невербальная реакция между беседующими людьми, проявляющаяся в отвлечении на свой мобильный телефон, потере зрительного контакта и интереса к собеседнику.
«В такой диаде взаимодействующих людей ролевая структура определяется следующим образом: человек, которого игнорируют (жертва фаббинга), обозначается как «фабби» (phubbee), а тот, кто осуществляет фаббинг, — как «фаббер» (phubber)», — комментируют авторы.
Они отмечают, что фаббинг становится практически нормой поведения в молодежной среде и при этом, как показывают исследования, ведет к негативным последствиям в межличностном взаимодействии, обедняет его содержание и качество. «Коммуникаторы испытывают меньшее удовлетворение от общения и взаимодействия, меньше доверяют партнеру при таком общении, чувствуют себя менее близкими людьми, испытывают ревность и спад настроения», — утверждают ученые.
Более того, результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что даже присутствие мобильного телефона в поле зрения собеседников снижает качество коммуникации и близость в общении. Чтобы выяснить, как обстоит ситуация с интернет-зависимостью и фаббингом в России, авторы проанализировали данные опроса российских юношей и девушек. Опрос проводился осенью 2019 года костромским областным региональным отделением Российского общества социологов. В нем приняли участие 525 девушек и юношей в возрасте 17-29 лет из разных регионов России, в том числе из Костромы — 42%.
Респондентов опрашивали с помощью электронной анкеты, которая рассылалась через социальную сеть «ВКонтакте». Методический инструментарий состоял из «Опросника фаббинг-зависимости» (Phubbing Addiction Scale) и «Опросника межличностной зависимости» (Interpersonal Dependency Inventory). В ходе работы с полученными данными ученые использовали дескриптивную статистику и факторный анализ.
Использование дескриптивной статистики показало, что в целом у представителей российской молодежи умеренный уровень проявлений фаббинга. «Если для наглядности перевести полученные по 5-бальной шкале опросника фаббинг-зависимости средние показатели в проценты, то можно констатировать, что больше 25% респондентов имеют привычку «листать» телефон во время общения. Около 20% отметили, что окружающим не нравится, когда они «копаются» в телефонах, а 26% убеждены, что не раздражают партнера, когда заняты своим мобильным телефоном», — комментируют авторы.
Результаты опроса также говорят, что у 75% молодых людей телефон всегда под рукой, причем 56 из них проверяют его, как только проснулись утром. Около 33 — чувствуют себя неполноценными без телефона.
Интересно, что опрошенные в основном не считают себя фабберами, а скорее чувствуют себя жертвами фаббинга. Они отмечают, что другие постоянно проверяют свой телефон, заходят в интернет, размещают телефоны так, чтобы видеть их и так далее.
Чем моложе респонденты, тем сильнее они чувствуют свою зависимость от телефонов. Более подвержены зависимости от электронных девайсов девушки. Для юношей гаджет — это больше демонстрация доминирования в отношениях: «я чувствую себя довольным, когда я обращаю внимание на свой телефон вместо других людей». Девушки чаще отмечали тревожность и невысокий самоконтроль: «я обращаю внимание на свой телефон дольше, чем намереваюсь это сделать», «я чувствую беспокойство, если мой телефон не рядом».
Затем авторы выделили три фактора, влияющие на фаббинг-зависимость. Первый — фактор «смартфонозависимости». Его характеризуют следующие утверждения — «я занят со своим мобильным телефоном, даже когда я общаюсь со своими друзьями», «когда я вместе с другими, я начинаю «листать» свой телефон», а также фиксация тенденции роста такой зависимости — «увлечение моим мобильным телефоном увеличивается с каждым днем».
Фактор межличностной зависимости. Он, напротив, показывает, что неуверенные в себе и зависимые люди не всегда используют гаджеты в качестве поведенческой защиты, поскольку последние не всегда решают проблему общения. Третий фактор — контроля телефона. Отражает ситуацию, когда использование гаджета носит инструментальный характер без связи с психологическими проблемами пользователя.
«Таким образом, контроль своих гаджетов может быть привычкой, а неуверенность в себе не всегда купируется зависимостью от гаджетов, обремененной фабинг-поведением», — резюмируют авторы. Согласно мнению экспертов, поколение Z (родившиеся примерно с 1997 по 2012 годы) больше рискует стать интернет-зависимыми с самого юного возраста. Фаббинг среди молодежи становится чем-то самим собой разумеющимся.
Авторы обращают внимание на проявляющийся парадокс. Он связан с тем, что фаббинг-поведение негативно влияет на качество общения, а эмоционально обедненное, невключенное общение вызывает тревогу, неуверенность в себе, защитную агрессию, которые в свою очередь усиливают фаббинг-поведение. В связи с этим, по мнению исследователей, необходимо включать в учебный процесс меры, направленные на снятие такого «замкнутого» круга взаимоотношений между людьми.