Компания Microsoft — один из крупнейших производителей программного обеспечения в мире — сочла необходимым дать знать своим инвесторам о том, что ИИ может представлять опасность для ее бренда и репутации.
Вполне возможно, что в обозримом будущем дороги по всему миру будут заполнены беспилотными автомобилями, которые будут развозить пассажиров на работу, а роботы будут готовить для людей ужин и ждать их дома.
Но пока что у нас есть беспилотные автомобили, проезжающие на красный свет, и роботы, готовые «уничтожать людей».
Безусловно, еще есть возможность разобраться во всех тонкостях невероятно многообещающей области искусственного интеллекта. В свою очередь, компания Microsoft хочет удостовериться в том, что ее инвесторы в курсе: путь к будущему с настоящим ИИ полон ухабов и ям.
Третьего августа 2018 года Microsoft подала ежегодную форму 10-K в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Эта форма позволяет уведомить общественность о каких-либо новых бизнес-рисках, которые могут повлиять на решение инвестировать в компанию.
Пятого февраля 2019 года издание Quartz сообщило, что Microsoft добавила к своей форме 10-К 2018 года новый раздел, непосредственно посвященный ИИ-разработкам компании и сопутствующим рискам:
«Мы включаем ИИ во многие наши предложения и надеемся на рост этого элемента бизнеса. <…> Как и в случае со многими прорывными инновациями, с ИИ связаны риски и вызовы, способные повлиять на его принятие, а значит, и на наш бизнес. ИИ-алгоритмы могут быть неидеальны. Наборы данных могут быть неполными или содержать предвзятую информацию. Неправильная или противоречивая практика использования данных компанией Microsoft или другими может навредить принятию ИИ-решений. Эти недостатки могут подорвать решения, прогнозы или анализ, которые производят ИИ-приложения, подвергая нас конкурентному ущербу, юридической ответственности, а также ущербу бренду или репутации. Некоторые ИИ-сценарии несут этические проблемы. Если мы запустим или предложим ИИ-решения, отрицательно влияющие на человека, приватность, занятость и другие социальные аспекты, это может навредить нашему бренду или репутации.
Если наша репутация или наши бренды пошатнутся, это может отрицательно сказаться на бизнесе и результатах нашей деятельности».
У Microsoft достаточно поводов для беспокойств относительно ИИ. Так, в 2016 году компания оказалась в центре крупного скандала, когда ее чат-бот Тэй стал изрыгать нацистские лозунги в Сети. Затем, в феврале 2018 года исследователи из Массачусетского технологического института сообщили, что их ИИ-система по распознанию лиц показала 21% ошибок при определении лиц женщин с темной кожей, тогда как в случае со светлокожими мужчинами ошибки составили менее процента.
Учитывая весь потенциал искусственного интеллекта, крайне маловероятно, что такая крупная компания, как Microsoft, решит отказаться от разработок в этой области. При помощи формы 10-К корпорация сделала важный шаг, так как сообщила инвесторам о том, что, возможно, придется пережить еще несколько штормов, прежде чем ей удастся достичь солнечного будущего, которое может принести ИИ.