С 1 января 2017 года все без исключения легковые автомобили, выходящие на рынок Таможенного союза, должны оснащаться устройством ЭРА-ГЛОНАСС. Это специальная коробочка, которая подаст сигнал SOS, если машина станет участником аварии.
Стоимость коробочки - до $100. Но ее нужно непременно сертифицировать.
Плюс машина обязана пройти фронтальный и боковой краш-тесты, а также тест на опрокидывание (при этом в первых двух тестах автомобили будут уничтожены, а в третьем - машина останется целой).
Российские СМИ сообщают, что нововведение распространяется не только на Россию, но и на весь Таможенный союз. То есть и на Беларусь.
ИЗ ИНОСТРАННЫХ СМИ
Согласно требованию, все производители импортируемых новых автомобилей оснастят «тревожной кнопкой» свои машины, а часть воспользуется лазейкой — ЭРА-ГЛОНАСС не обязательна для моделей, у которых есть действующий «сертификат соответствия» под названием ОТТС.
Накануне Федеральная таможенная служба России выпустила официальное разъяснение — требование по установке системы касается как новых автомобилей, так и подержанных:
"ФТС России предупреждает лиц, планирующих приобретение за рубежом автомобилей, что с 1 января 2017 года для выдачи паспорта транспортного средства необходимо оснащение автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб".
Пояснение:
С Нового года россиянам для растаможки конкретной машины (частнику или юрлицу), не имеющим ОТТС (которое даётся только при массовом ввозе техники — то есть дистрибьюторам), необходимо разовое свидетельство «О безопасности конструкции транспортного средства» — СБКТС. Его нельзя будет получить, если машина не оборудована ЭРА-ГЛОНАСС.
СБКТС — это документ, который подтверждает качество отдельно взятого автомобиля, его соответствие стандартам технического регламента. Данный сертификат является обязательным — его требует таможенная служба, а выдают — специальные аккредитованные лаборатории, куда нужно обращаться перед посещением таможни. Хотя можно доверить процесс посредникам.
Можно ли получить СБКТС, купив сертифицированный комплект ЭРЫ? Купить можно. Но смысла нет: чтобы ввезти одну машину, по требованиям закона, нужно покупать сразу 3 таких авто — ведь, два будут разбиты во время краш-тестов (при тесте на опрокидывание НАМИ обещает не портить автомобиль).
Итог для россиян: большие американские пикапы, электромобили Tesla и редкие спорткары (скажем, Caterham, Pagani и Morgan) за границей больше не купить. А вот олдтаймеров — машин старше 30 лет, которые являются скорее памятником истории, чем транспортным средством — новое требование не касается.
Конечно, официальная позиция властей — ЭРА-ГЛОНАСС нужна, чтобы снизить смертность на дорогах. Однако игроки рынка считают иначе: с 2019 года должны были резко снизиться ставки на растаможку (этого от России требует ВТО), и чтобы россияне не стали голосовать рублем за подержанные иномарки, была придумана такая заградительная мера.
Есть версия, что со временем власти введут упрощенный порядок ввоза — ставишь прибор, но обходишься без краш-тестов. Но пока ничего подобного не обещается, а значит, можно констатировать: чиновники России, Беларуси и Казахстана (требование действует для всех стран Таможенного союза) нашли способ перекрыть импорт иномарок.
***
В Таможенном комитете РБ корреспонденту Onliner.by заметили, что данный вопрос находится в компетенции Госкомитета по стандартизации РБ.
«Норма об обязательном наличии устройства вызова оперативных служб действительно содержится в техрегламенте, разработанном для всех стран — участниц Таможенного союз. Вступает в силу он с начала нового года. Как требование отразится на белорусском авторынке, как оно будет применено на уровне Беларуси, определится в ходе совещания, которое состоится на следующей неделе. На нем будут рассматриваться именно вопросы, связанные с нюансами техрегламента».
Источник: autogrodno.by