Как ГАИ относится к вашим ДТП?

ГАИ, когда приезжает, — а вы видели на видео, в основном автобус сзади находился в момент аварии — сначала думают, что вина моя. Выслушивают версии обеих сторон. Но когда смотрят видеорегистратор, ко мне вопросы отпадают. Там видно, чья вина.

А как автопарк относится к авариям?

Первое время отрицательно. Когда водитель автобуса объяснял, что он не мог ничего сделать, потому что подрезали, а видео у него нет, обычно обвиняли водителя автобуса. А если он тормозил и у него падали в салоне люди и были пострадавшие — это тоже вина водителя.

У вас были такие случаи при экстренном торможении?

У меня таких случая было два. Одна женщина повредила ногу, но я доказал тогда, что моей вины не было в торможении. Хотя не было тогда еще видеорегистратора, но пассажиры видели ситуацию. Пришлось вызывать ГАИ и “скорую” женщине.

Потом, когда уже работал на 105-м МАЗе, я выезжал на проспект Независимости, мне загорелся зеленый, а по третьему ряду с левой стороны неслась машина. Не зная действий этого водителя — будет он лететь на красный или нет, я применил действия, чтобы избежать столкновения: резко ушел от этого возможного столкновения, и женщина упала в салоне.

И вы были признаны виновным в том, что она упала?

Вина моя была, я ее признал. С женщиной поговорили, я вызвал “скорую” и ГАИ, все свои обязанности выполнил. Когда женщина успокоилась, мы поговорили, она меня поняла. С меня просто взяли штраф 50 тысяч рублей за наезд на препятствие.

Когда я уходил от возможного столкновения, колесо прицепа попало на бордюр, поэтому женщина и упала. Длинный автобус, голову вытягивает вперед, а прицеп заворачивается. Женщина попросила ГАИ не наказывать меня. У нее разбились очки, я из своего кармана возместил ущерб.

А почему вы решили купить регистратор?

У меня было несколько ДТП, когда моей вины не было. Похожие на те, что на видео в интернете. Я объяснял ГАИ, что моей вины нет, и свидетели-пассажиры подтверждали. А в итоге обвиняли меня! Люди в салоне не страдали, но бились машины. У меня было лишение на полгода. А регистратор помогает защититься.

В интернете пишут, что купил регистратор и лупит машины. Так пускай они так не думают, что специально лупишь. Регистратор только помогает доказать невиновность. Но он никак не дает право создавать аварийную ситуацию, а потом специально подставлять. Ни в коем случае! Для меня лучше работать и зарабатывать, а не стоять и ждать ГАИ, это потеря времени.

Но в некоторых случаях вы ничего не делали, чтобы предотвратить ДТП?

Это так кажется, потому что регистратор искажает. Я специально покупал регистратор с большим углом захвата. Там есть ДТП на перекрестке Тимирязева и Машерова, где джип с третьего ряда хотел повернуть направо. Это когда три ДТП было в один день.

Если вы обратили внимание, то регистратор взял прямо от автобуса с левой стороны. По этой причине я брал регистратор с широким углом, он пишет, есть искажение, кажется, что предмет находится дальше, чем в действительности. А торможение я применял. Иначе последствия удара были бы большими.

В некоторых ДТП я сигналил, чтобы водитель проехал вперед и у меня было полметра, чтобы я мог плавно дотормозить.

А почему сигналили только в некоторых случаях?

Ситуации разные. Не каждый адекватно воспринимает звуковой сигнал. Я за рулем около 25 лет. Из моего опыта многие водители, когда слышат сигнал, но не видят, то они сразу начинают применять торможение.

У вас было 20 аварий за год?

На самом деле немножко больше.

Каждый день что-то происходит?

Конечно. Каждый день происходит очень много ситуаций. Из 100 процентов водителей, может, 5 процентов пропускают спецтранспорт. Я выкладывал два случая, где машины меня не пропустили от остановочного пункта. В первом случае я притормозил, а второй раз было много детей в салоне и тормозить резко нельзя ни в коем случае, а бить тоже нельзя.

Где еще можно, я подтормаживаю и стараюсь тормозить. Но есть разница — подтормаживать и тормозить. Когда ты нажал на педаль и отпустил, люди качнулись и вернулись обратно. Другое дело, когда ты тормозишь и педаль тормоза держишь и люди вперед пошли.

Когда вы сталкиваетесь, неужели люди не летят по салону?

Нет. Потому что когда изначально идет плавное торможение, то люди замечают, что автобус начинает тормозить, и сильнее держатся за поручни. Вообще стоило бы побольше обеспечить первую полосу для общественного транспорта. Если две полосы в одном направлении, то первая полоса всегда занята.

По правилам, когда мы отъезжаем от остановочного пункта, мы обязаны обращать внимание в правую линзу. Раньше водитель должен был убедиться в том, что его пропускают, а потом это "убедиться" отменили. Было много случаев, когда водитель смотрел в левую линзу, а кто-то на остановке либо пьяный, либо человек бежал и не успевал остановиться, и падал под автобус.

Сейчас водитель должен смотреть и справа и слева?

Я когда выезжаю с остановочного пункта, закрываю двери и включаю поворот. Двери закрылись. Я смотрю, чтобы никого не прижало. Затем смотрю в левую линзу, чтобы не было рядом машин. У меня включен поворот при этом, если я вижу, что дистанция позволяет, а согласно пункту 125 Правил водители транспортных средств обязаны уступать дорогу общественному транспорту, отъезжающему от остановочного пункта в первую полосу движения в населенном пункте, я начинаю движение.

Но основное внимание у меня на правую линзу, чтобы избежать наезда на пассажира. Были такие случаи, что под колеса падали люди, но так как у меня внимание на правую сторону, я этот момент ловил и всегда останавливался.

У ваших коллег по автопарку столько же ДТП?

Меньше. У человека есть инстинкт самосохранения. У водителя при чрезвычайных ситуациях срабатывает инстинкт самосохранения, они начинают тормозить, что в принципе при нашей работе запрещено.

Есть такая инструкция?

Да. И в Правилах прописан пункт 9.7 — водитель обязан обеспечить безопасность пассажиров при перевозке. Когда они тормозят, если мягко, то повезло. А если кто-то упал? А потом они приезжают на диспетчерскую и начинают говорить, что вот надо было не тормозить! Меня подрезали, я тормознул, у меня там кто-то ударился, но я извинялся, объяснял, что не моя вина...

Так у вас нет инстинкта?

У меня инстинкт есть, но тогда, когда я еду на личном автомобиле. А когда везу людей, у меня срабатывает инстинкт сохранения пассажиров за спиной. Я выбирал себе работу, прекрасно понимая, что если что-то произойдет, то в первую очередь пострадаю я. Лучше я, чем люди, которые не виновны в данных ситуациях, даже если они не заплатили за проезд.

А на своем автомобиле у вас часто аварии? И кто был виноват?

Последняя была в 2003 году. На перекрестке я ехал по главной дороге, а справа машина летела на красный. Я мог бы убить этого водителя, но я выкрутил машину так, чтобы смертного исхода не было. По расчетам перед моей машины шел ровно в дверь водителя. У меня был Passat-универсал, а там Fiat Tipo, разный вес. Я когда видел, что иду ему в дверь, пришлось выкручивать, и удар произошел, но без смертельного исхода.

Люди пишут, что вы мститель на дороге, наказываете водителей-нарушителей…

Это чушь полная. Я никого не наказываю. Если бы я наказывал, то я был бы угрозой в городе. Как я могу мстить? Я по этому поводу дал ответ на YouTube. (Выложил подборку с ДТП, которых удалось избежать)