По данным Международного союза электросвязи ООН, в настоящее время 23% населения Земли пользуется доступом в глобальную сеть. Рост числа интернет-пользователей составляет не менее 10% в год. Число активных пользователей Интернета только в России по итогам 2008 года достигло 40 млн человек.
При этом запросы интернет-сообщества постоянно растут: люди обмениваются все более «тяжелыми» файлами — делятся кинофильмами, музыкой и фотографиями. С увеличением трафика нагрузка на магистральные каналы связи неизбежно увеличивается, и операторы вынуждены постоянно наращивать мощности, проводить новые каналы и усовершенствовать уже имеющиеся.
Если верить аналитикам Nemertes, к 2010 году гонка между пользователями и операторами прекратится — телекоммуникационные компании больше не смогут обслуживать растущий рынок интернет-пользователей. Однако участники рынка с этим не согласны. Они отмечают, что Интернет находится на пределе мощности на протяжении последних лет, и магистральные операторы уже привыкли активно расширять каналы доступа. Поэтому бурный рост числа пользователей не «убьет» Интернет, а будет лишь способствовать его развитию. Вопрос лишь в том, чтобы выстроить эффективную бизнес-схему, которая позволит сохранить прибыли.
Как отмечает директор по маркетингу ЗАО «РетнНет» (магистральный оператор) Алексей Кипчатов, «сколько ни давай клиенту, все будет занято какими-то сервисами». Например, популярные «торренты» занимают практически все свободное пространство сети (до 70% магистрального трафика). Поэтому операторы рынка вынуждены постоянно наращивать мощности и модернизировать сети.
Однако, отмечает эксперт, если проводить каналы с запасом мощности, то они рискуют устареть, прежде чем окупятся. А если строить сеть без запаса, то будут недовольны клиенты, которым попросту не хватит имеющихся каналов связи. «В таких условиях живут все — и провайдеры доступа, и магистральные операторы. Сеть должна быстро продаваться и быстро окупаться, а затем снова строиться», — отмечает Кипчатов.
По его словам, окупаемость магистральных сетей варьируется от 2 до 15 лет — в зависимости от местности и условий, в которых прокладываются каналы. При этом срок окупаемости каналов прямо пропорционален стоимости их обслуживания. Например, городские сети окупаются в среднем за 2-3 года, после чего они нуждаются в полном обновлении. А вот срок службы морского кабеля может достигать 15-20 лет. Однако для того, чтобы проложить такой канал, требуются огромные инвестиции. По различным оценкам, стоимость прокладки 1 км подводного оптоволоконного кабеля составляет около $70 тыс. Масштабные проекты, вроде трансатлантических кабелей, по карману далеко не всем операторам — такие затраты могут позволить себе лишь международные гиганты.
Российские компании пока в таких проектах не участвуют, занимая по денежному обороту лишь 3-4% мировой интернет-индустрии. Но и в России без инвестиций в дорогостоящие проекты не обойтись. Как показывает статистика, в последние годы в стране наблюдается активный рост абонентской базы — в основном за счет частного сектора. Как заявил на конференции РИФ+КИБ президент Ассоциации «Интернет и бизнес» Алексей Беляев, в прошлом году абонентская база в РФ выросла на 10-15%. По оценкам генерального директора аналитического агентства «Рустелеком» Юрия Брюквина, в 2008 году количество пользователей ШПД в России составляло 9,1 млн человек, а в 2009 году этот показатель вырастет до 11,5 млн.
Между тем, бесконечно Интернет расти не сможет. По прогнозам Беляева, в 2009 году темп роста аудитории Рунета не превысит 10%. Свою лепту внесет и экономический кризис: корпоративные клиенты начнут экономить на Интернете, да и простые граждане будут более экономно расходовать драгоценные мегабайты.
Это, в свою очередь, позволит операторам сократить темпы строительства новых каналов, а значит — сократить инвестиции в развитие в непростых экономических условиях. Естественно, операторы не афишируют замедления прироста мощностей, однако, как полагает Юрий Брюквин, тенденция уже заметна.
С учетом бурного роста пропускной способности магистральных сетей, дефицита мощности в ближайшие годы не предвидится. Поэтому ведущие участники рынка (такие, как «Ростелеком», ТТК или «Синтерра») могут немного «передохнуть».
Как говорят многие эксперты, «Интернет — это не нефть» — он не может закончиться. Достаточно проложить очередной кабель, и виртуальный мир оживет.
newsland.ru
Виртуальному миру апокалипсис не грозит
- 5-05-2009, 10:03
- Все / Наука и технологии
- 0
- 623
Подписывайтесь на новостной канал Telegram: https://t.me/era_by