» » » » Что лучше: больше работать или лучше трудиться?

Что лучше: больше работать или лучше трудиться?

Кончились (точнее, похмелимся 16, отоспимся 17 – и кончатся) новогодние каникулы. Пока что, в начале кризисного года, никто не работал оттого, что выходные. С 18 числа миллионов 10 не будут работать оттого, что негде. Чтобы успешно искать и находить что угодно, нужно объект поиска хорошо представлять. О том, что нам нужно – найти работу или хорошо трудоустроиться, читайте ниже.

Трудиться лучше, чем работать

Вопрос о связи выработанного, заработанного и полученного – не только ключевой вопрос для менеджера и собственника. Это ещё и экзистенциальный вопрос, который не раз задавал себе каждый. Я отвечаю себе на него так: хотелось бы, конечно, получать больше заработанного. Справедливо получать оплату, соответствующую произведённому тобой полезному продукту или товару. С горькой усмешкой примечаешь, постоянно примечаешь, что заработок куда меньше субъективно заслуженного тобой. Боюсь, я не одинок. Особенно мучительное ощущение недостаточной оплаты сильнó в образованных кругах российского общества. На чём же основано ощущение недооценённости? Субъективно ли оно, порождено ли только завышенной самооценкой и алчностью, или ему существуют объективные предпосылки?

Считается, что заработок коррелирует с производительностью труда. Показатели производительности труда – это основные показатели эффективности труда. Эффективность труда измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Слово «живого» в определении не случайно – бессмысленно говорить об эффективности труда станка с ЧПУ. Не оттого, что станок в сравнении с живым существом делает мало или плохо. Нет, оттого, что станок не создаёт феномена «труд», то есть не рефлексирует своей деятельности по преобразованию материи. Человек же, когда он трудится, изменяет и материальный, и идеальный мир. Рискну предположить, что труд, каждое событие труда, затрагивает то самое сознание, в котором бытуют платоновские изначальные идеи, кантовский абсолютный императив и гегелевский абсолютный разум, Дао Лао-цзы и Любовь Христова 1. Это и есть главное, что отличает труд от работы: труд меняет мировую структуру сознания. Отличие труда от работы убедительно демонстрирует язык основоположника политэкономии (на достижениях которой основывается расчёт заработной платы в современном обществе), Адама Смита: он нигде не путает work – работу и labor – труд. Переходя к языку современного интегрирующего маркетинга, можно ту же мысль выразить вполне прагматично: в результате работы получается продукт, а в результате труда – товар. Напомню, что главное отличие товара от продукта в способности товара быть обменянным на эквивалент другого труда (на другой товар или на так называемый «универсальный товар» - на деньги).

Современный рынок, на котором каждый работник, каждая организация пытается сделать продукцию товаром, то есть найти партнёра, способного к обмену, отличается потрясающе высоким уровнем конкуренции. Поэтому нелегко найти того, кто согласится взять твой продукт, кто согласится признать его товаром, кто ободрит тебя – ты трудился, а не просто работал, и воздаст тебе эквивалентом труда за труды. Да и не каждую работу удаётся сполна воплотить в труд: где-то ошибся, где-то схалтурил, а чаще умения не хватило. Вдобавок за соседним прилавком обычно стоит труженик более мастеровитый, и его труд лучше воплощает схожую с твоей идею предлагаемого товара. В работе труд редко когда (почти, наверное, и никогда) не составляет 100%. Хорошо, если половину.

Вот и первая причина несогласия с оценкой обществом, покупателем (он же обычно работодатель) моих усилий. Я ведь тратил силы, время, переводил ресурсы и ломал голову – я работал! Неужели теперь, когда в результате этого напряжённого, порождающего вначале усталость, а затем истощение процесса я изготовил нечто более (или менее!) полезное, я не получу права на полную компенсацию потраченных мной сил? И отчего? Только потому, что кому-то мой продукт нравится меньше, чем продукт соседа или ещё чей-то?! Да я не позволю обращаться с собой подобным образом!

Увы! Ресурсы надо восполнять, силы восстанавливать, и голод не тётка – так что закончится мой экзистенциальный бунт по обыкновению согласием отдать весь продукт, а оплату получить лишь за ту его часть, которая признана будет товаром. Восполнят мне лишь ту часть работы, которую покупатель признает трудом. И будет урок – трудись больше, трудись лучше. Старайся вообще не работать – трудись!

Описанная выше трагичная, выматывающая последние жилы модель товарно-денежных отношений свободного рынка для российского труженика – светлый недостижимый идеал.

Что мешает мне трудится?

Положим, я умён, упорен, талантлив. Тогда, совершенствуя превращение труда в работу, я смогу повышать КПД этого процесса, и жизнь моя будет становиться всё лучше и счастливее. Но, увы, я в этом мире редко тружусь один. Сырьём для моего продукта служит результат чьей-то работы. Пусть даже я трудом одухотворю не только свою работу, но и работу предшественников – что дальше? Дальше, вполне возможно, проходя по цепочке создания стоимости (именно в этой цепочке, в идеале, коллективный продукт должен насыщаться трудом и становиться всё более и более товаром) произведённая ценность может попасть в передел криворукому, тупоумному, нерадивому работнику, а не вдохновенному труженику. Тогда таким трудом созданная товарная стоимость может уменьшиться! А расчёт покупателя с нами – участниками бизнес-процесса будет вестись по конечному содержанию труда, и одна паршивая овца может уменьшить заработок всем остальным. Вот досада! Собственно, одна из идей Total Quality Management 2 - не допустить уменьшения доли труда. Это – попытка управления бизнес-процессами таким образом, чтобы товарная стоимость на каждом этапе создавалась, а не разрушалась. Идея благая, недаром серьёзные специалисты в области менеджмента полагают следование TQM единственным магистральным путём развития экономики и трудовых отношений.

TQM заодно подразумевает, что мне не придётся «лепить конфетку из отбросов», то есть во всей нашей со товарищи артели тружеников сырьё, переделы сырья и оборудование будут соответствовать высокой цели одухотворения работы и не менее высокой цели возможно более полной оплаты наших трудовых усилий. Тогда полученного эквивалента затраченного труда хватит, чтобы компенсировать физические и умственные затраты, вознаграждение перекроет амортизацию личности и тела, да ещё даст возможность не просто восстановиться – развиться, улучшиться личности, телу стать сильнее и проворнее. В следующей работе, ободрённый справедливой наградой, каждый прибавит долю труда, а трудиться станет ещё лучше, и награда будет больше… Собственно, о таком цикле расширенного воспроизводства персонала идёт речь, когда с надеждой говорят о значении человеческого ресурса в современной экономике, о роли человека в организации.

Возможно, случится иначе. Всех сил, потраченных мной и моими со-трудниками, не хватит, чтобы оплодотворить некачественные заготовки в неумном переделе, и нарядный сруб, оттесанный из подгнивших брёвен, не станет домом молодого семейства. А может быть, грубиян-официант так шваркнет клиенту на стол любовно сработанный борщ, что посетитель покинет наше заведение в блёстках восхитительного плотного бульона, но платить за блюдо откажется. Несвежий на следующий день от выпитой натощак плохой водки с соевой сосиской и полуночного просмотра Петросяна, я смогу только работать, а трудиться сил не достанет. Симона Вейль описала подобные отношения работника с деятельностью как унижение трудом. «Да и нужно ли трудиться?», - вкрадётся шальная мысль, - «ежели один чёрт редактор вычеркнет из текста все перлы, а оставит лишь доступные несуществующему среднему читателю трюизмы». Возникает соблазн халтуры, то есть формальной деятельности, исполнения работы и попытки продать её результаты, выдав работу за труд. Часто обман удаётся. Во второй половине ХХ века мы как раз и жили в советском обществе узаконенной халтуры. «Они делают вид, что нам платят, а мы притворяемся, что трудимся».

Ориентируясь на среднемировую

Сказанное выше относится к интимному, экзистенциальному отношению человека и плодов его деятельности. Положа руку на сердце, я соглашаюсь с утверждением: «Как потопаешь, так и полопаешь». Но если бы всё было так просто, не существовало бы многих форм трудовой миграции, таджикских строителей в Подмосковье и индийских фамилий в числе разработчиков американской программы Adobe Illustrator. Понятно, отчего голландский фермер в день зарабатывает больше алтайского: голштинская корова на Алтае даёт средний суточный удой 10,8 литра молока, а голландская голштинка – 38 литров. Так же очевидно, что голландский животновод не ухаживает за своей коровой втрое больше алтайского: оба работают по 12 часов в сутки (36 часов ежедневно ходить за скотиной невозможно!) Значит, у голландца эффективность труда (доля труда в работе) выше. Но дальше начинается явная несуразица. Литр алтайского молока закупается по7-8 рублей, а голландского по 45 евроцентов, то есть по 18 рублей. Если считать в абсолютных величинах, выяснится, что одна корова приносит голландцу 684 рубля в день, а алтайцу 80 рублей в день.

Показатель труда в данном случае очевиден: литр молока. Значит, за каждый литр молока алтайский крестьянин работает втрое больше. Из этого неравенства ещё можно выкарабкаться, повышая продуктивность животных. А вот с оценкой рынком и социумом результатов труда дело обстоит гораздо печальнее. При той же продуктивности коровы алтайский крестьянин всё равно получит существенно меньше – 304 рубля. Фактически одинаковые количества труда, создающие равное количество товара, в два с половиной раза различаются по цене обмена. Так зачем говорить о глобальном, всемирном рынке! Нерыночные стоимости трудовых затрат и их географическая дифференциация – совершенно очевидный тормоз в стремлении повысить эффективность труда. Зачем увеличивать долю превращённой в труд работы, если ты как трудовая единица оцениваешься вдвое дешевле нидерландского аналога3?!

Подобное соотношение стоимости труда россиянина к труду европейца и американца той же квалификации наблюдается повсеместно, если анализировать производящие отрасли. Утешение, что мы стоим дороже индусов и вьетнамцев, довольно слабое. Обида – сильная. Паллиативный выход – трудовая миграция – подходит не всем.

Преодоление не столько географических, сколько культурных барьеров (привычка к родине) плюс (у многих людей, как раз наиболее конкурентоспособных в своей области умений на мировом рынке труда) любовь к Родине пока что препятствуют окончательному обезлюдиванию России. Но пока целью будет оставаться удвоение ВВП (продукта, а не товара!), пока трудовая сила россиянина не выйдет свободно и смело на мировой рынок труда, всё больше людей будут разочаровываться в труде и забываться работой. И тогда об эффективности труда и повышении его производительности спокойнее позабыть.


journalisti.ru


ДРУГИЕ НОВОСТИ

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ / КОММЕНТИРУЕМОЕ
  1. Психологи опровергли идею «родственной души»
  2. «Москвич» поднял цены на кроссоверы на фоне ажиотажного спроса
  3. Бриллианты и ювелирные украшения: покупка, продажа и оценка драгоценностей
  4. Макс Ферстаппен выиграл Гран-при Японии «Формулы-1»
  5. Разновидности и особенности световых коробов
  6. Apple выпустила обновление для защиты от сталкеров
  7. ИИ научился распознавать эмоции человека
  8. Легендарный телефон Nokia перевыпустят
  9. Астрономы впервые наблюдали рождение коричневого карлика
  10. Как и для чего выполняется кольпоскопия
Как работать на себя с 2023 года? Вот что рассказали в МНС
Как работать на себя с 2023 года? Вот что рассказали в МНС
В Министерстве по налогам и сборам сообщили, что сейчас готовится проект постановления правительства и там будет определен Читать далее
В каких случаях водитель должен брать с собой медсправку?
В каких случаях водитель должен брать с собой медсправку?
Новшества касаются в том числе и перечня документов, которые обязан возить с собой водитель. Читать далее
Все новости
Галерея