Управляемые голограммы. Изображения: Iñigo Ezcurdia 2025, Public University of Navarra (UPNA)
Исследователи разработали объемный дисплей, который позволяет взаимодействовать с трехмерными изображениями в воздухе, захватывая и перемещая их руками. Об этом пишет «Хайтек».
Исследователи из Публичного университета Наварры представили технологию, которая преодолевает главный недостаток существующих объемных дисплеев: невозможность взаимодействия с создаваемыми изображениями. Прототип устройства представят на конференции CHI 2025 в Японии, а технология описана в статье, опубликованной на портале HAL.
Управляемые голограммы
Существующие объемные дисплеи используют быстро колеблющийся лист — диффузор, изображения проецируются синхронно с высокой скоростью (2880 изображений в секунду). Благодаря инерционности зрения изображения, проецируемые на диффузор на разной высоте, воспринимаются как объемные предметы.
Проблема, как отмечают ученые, в том, что диффузор обычно жесткий, и если он соприкасается с рукой во время колебания, он может сломаться или травмировать руку. Чтобы решить эту проблему, исследователи заменили жесткий диффузор на эластичный. Они протестировали различные материалы на предмет их оптических и механических свойств и подобрали подходящие.
Управляемые голограммы. Изображения: Iñigo Ezcurdia 2025, Public University of Navarra (UPNA)
Управляемые голограммы. Изображения: Iñigo Ezcurdia 2025, Public University of Navarra (UPNA)
"Мы привыкли напрямую взаимодействовать с нашими телефонами, нажимая кнопки или перетаскивая документы пальцем по экрану. Эта технология позволяет применить такой же естественный подход к трехмерной графике, используя наши врожденные способности к 3D-зрению и манипуляции", — пояснил Асьер Марзо, соавтор проекта.
Разработка может найти применение в образовании, музейном деле и совместной работе. Студенты-инженеры, например, смогут собирать части двигателя в трехмерном пространстве, а посетители музеев — взаимодействовать с экспонатами. При этом несколько человек могут одновременно работать с одним объемным изображением, что сложно реализовать в VR.