» » » Вода на Марсе пропала не из-за углекислого газа. Ученые проверят другие гипотезы

Исследование, опубликованное в Science Advances, показало, что исчезновение воды на Марсе не было связано с изменением количества углекислого газа в атмосфере, как ранее предполагали ученые. Есть несколько альтернативных теорий, разобраться, какая из них правильная, помогут марсианские миссии.

Группа исследователей под руководством геофизика Эдвина Кайта из Чикагского университета использовала спутниковые снимки, чтобы составить карты течения марсианских рек. Анализ пересечения следов, оставленных потоками, помог ученым разобраться, как изменялась водная поверхность Марса с течением времени. Исследователи смоделировали различные варианты изменения климата, чтобы понять, какие факторы могли сформировать такую картину.

Многочисленные предыдущие исследования показали, что Марс раньше был покрыт реками, русла которых до сих пор видны на поверхности планеты. Около 3 млрд лет назад все они высохли, но ученые до сих пор не знают, что тогда произошло.

Как отмечают авторы нового исследования, наибольшей популярностью пользовалась гипотеза потери углекислого газа. Эта версия предполагает, что исчезновение на Марсе парникового газа привело к охлаждению поверхности планеты и потере жидкой воды.

В своей работе ученые моделировали влияние различных факторов, в том числе парниковых газов, распространения воды и ее формы, наличия снежных шапок и облаков. Симуляция показала, что изменение количества углекислого газа в атмосфере Марса никак не влияло на конечный результат. Это значит, объясняют геофизики, что движущей силой изменений был не этот газ.

Есть несколько альтернативных гипотез. Например, одна из теорий, которая хорошо соответствует моделированию, предполагает, что высоко в атмосфере Марса располагался слой тонких ледяных облаков, которые действовали как парниковое стекло, удерживая тепло на планете. Другая возможная причина — выход водорода из недр планеты. Взаимодействие этого газа с диоксидом углерода в атмосфере могло привести к нагреву планеты.

«Мы не знаем, что это за фактор, но нам нужно, чтобы его было много, чтобы объяснить результаты», — говорит Кайт.

Авторы исследования входят в научную группу марсохода НАСА Curiosity. Исследователи планируют поставить перед ним новые задачи, которые помогут разобраться в причинах исчезновения воды. Кроме того, как добавляют ученые, дополнительные данные может принести миссия Perseverance.

Источник: hightech.fm