» » » Ученые остановили размножение токсоплазмы: кошки станут безопасными

Ученые остановили размножение токсоплазмы: кошки станут безопасными

Профессор Маркуса Мейсснера из университета Мюнхена разработал метод генетического скрининга, который основан на генетических ножницах Cas9. Так ученым удалось обнаружить два гена, без которых невозможен выход клетки паразита Toxoplasma gondii из клетки хозяина. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Microbiology, пишет Хайтек.

Целенаправленное уничтожение этих генов привело к блокаде выхода и, таким образом, к гибели следующего поколения паразитов внутри клетки-хозяина. «Это потенциально открывает путь для разработки активных веществ, которые могли бы блокировать функцию соответствующих белков и тем самым остановить размножение», — отмечает Маркус Мейснер.

Toxoplasma gondii тесно связана с возбудителем малярии Plasmodium falciparum. Таким образом, паразит служит модельным организмом для возбудителя тропической болезни, которая ежегодно убивает сотни тысяч людей во всем мире.

«Мы предполагаем, что подобные процессы контролируют распространение возбудителя малярии, — объясняет паразитолог из Мюнхенского университета доктор Елена Хименес-Руис. — Далее мы исследуем, какие функции эти белки выполняют в возбудителе малярии и есть ли возможные отправные точки для разработки новых лекарств».

Токсоплазмоз является одним из самых распространенных зоонозов в мире. Это инфекционное заболевание, которое может передаваться от кошек к человеку. Люди также могут заразиться, употребляя сырое или недоваренное мясо. Инфекция особенно опасна для беременных, так как может вызвать деформации плода.

Возбудителем заболевания является одноклеточный паразит Toxoplasma gondii. Внутри клетки-хозяина он образует небольшое пузыревидное отделение, называемое паразитофорной вакуолью, которое способствует обмену питательными веществами и синхронизированному делению клеток. Образовавшиеся дочерние клетки связаны друг с другом внутри вакуоли сетью, чем-то похожей на пуповину. В компартменте может образоваться до 64 дочерних клеток. Как только потомство становится зрелым, механизм регуляции вызывает растворение вакуоли и образовавшихся внутри нее структур. Это момент, когда дочерние клетки становятся мобильными и внедряются в новые клетки-хозяева.