Объявлены победители Берлинского кинофестиваля этого года. Главный приз "Золотой медведь" - присужден абсурдистской комедии "Неудачный секс, или Сумасшедшее порно" румынского режиссера Раду Жуде. В год тотального карантина фестиваль проходил онлайн с 1 по 5 марта, торжественные церемонии вручения призов и показы для зрителей пройдут уже после снятия ограничений в июне, передает Би-би-си.
Начало картины "Неудачный секс, или Сумасшедшее порно" выглядит совершенно шокирующе. На экране разворачивается абсолютно откровенная, снятая крупным планом, с мельчайшими деталями и разнузданным диалогом сексуальная сцена. Даже искушенному, привыкшему за последние десятилетия к эмансипации секса в кино зрителю она кажется явно чрезмерной, как будто ты смотришь не претендующее на серьезные международные кинонаграды кино, а самое заурядное порно.
Катя Паскариу в роли незадачливой учительницы Эми в завоевавшей "Золотого медведя" на Берлинале 2021 румынской картине "Неудачный секс, или Сумасшедшее порно" / GHETIE SILVIU
Затем в течение получаса мы наблюдаем нервно идущую по летним улицам современного Бухареста молодую женщину. Она в маске от коронавируса, как в масках и все остальные вокруг нее. Город переполнен людьми, машинами, бесконечными магазинами, парикмахерскими, пунктами обмена валюты, лавками по ремонту телефонов, продавцами мороженого и цветов.
И звуками - где-то гремит поп-мелодия, автомобили бесконечно сигналят, дети кричат и шумят, продавец лотерейных билетов громко зазывает к себе покупателей через мегафон.
Ты погружаешься в эту яркую, пеструю, оглушающую и ослепляющую какофонию звуков и красок, она подавляет хаосом обретшего вдруг дикую рыночную свободу, но внешне сохранившего свой убогий и непритязательный внешний облик еще недавно социалистического города.
Погружаешься настолько, что с трудом улавливаешь из обрывков возбужденных телефонных разговоров и напряженных встреч, которые ведет женщина, суть происходящего - причину ее почти истерического состояния.
Женщина - учительница. Она преподает историю в одной из лучших школ Бухареста. Учительница, как мы понимаем позже, - умная, знающая и серьезная, дающая детям понимание и сути истории, и связи ее с настоящим. С ней приключилась беда. Они с мужем, желая подогреть и усилить сексуальную жизнь, сняли свой откровенный, не сдерживаемый никем и ничем домашний секс на видеокамеру и загрузили эту съемку в компьютер, о чем начисто забыли.
Компьютер сломался, муж отнес его в ремонт, и ремонтник, увидев в компьютерных файлах возбуждающую "клубничку", ничтоже сумняшеся выложил ее в интернет. Видео мгновенно распространилось, его увидели все знакомые злополучной учительницы, в том числе и директор школы, и ее ученики, и их родители. И теперь ее ожидает позорное разбирательство - родительский комитет будет решать, может ли такая "развратница" оставаться учителем их детей.
Разбирательство "развратной" учительницы на родительском комитете превращается в абсурдистское судилище / GHETIE SILVIU
В процессе этого судилища - иначе происходящее назвать трудно - несуразный анекдот превращается в беспощадный и суровый анализ современного общества, размышление о пределах доступного, о праве человека на частную жизнь, о морали, ханжестве и лицемерии.
Разговор - резкий, напряженный, временами истеричный - выходит далеко за пределы ненароком обнародованного сексуального видео и касается проблем истории, ксенофобии и этнической нетерпимости, отношения к тому, что происходило в стране на протяжении десятилетий, ответственности людей за происходящее, даже демократии и тоталитаризма.
"Тема моего фильма - непристойность, и зритель постоянно сравнивает так называемую непристойность банального любительского порно с непристойностью вокруг нас и непристойностью недавней истории, следы которой присутствуют во всей нашей жизни", - говорит о своей картине Раду Жуде.
При этом, несмотря на всю серьезность затронутой в фильме тематики, он снят в форме искрящегося бурлеска, невероятно смешной, абсурдистской комедии, которая - нисколько не снижая актуальность картины, позволяет смотреть ее как веселое, остроумное и в высшей степени увлекательное кинозрелище.
Обосновывая свое решение, жюри фестиваля назвало картину Раду Жуде "редким по уровню и качеству произведением киноискусства, которому суждена долгая жизнь. Фильму удалось передать на экране саму суть и смысл, сознание и телесность, ценности и живую плоть нынешнего времени. Настоящего момента человеческого существования".
"Серебряный медведь" и другие картины
Вторая по значимости награда Берлинале-2021 - "Серебряный медведь" присуждена японской картине "Колесо удачи и фантазии" режиссера Рюсукэ Хамагути.
А приз за лучшую режиссуру достанется венгру-дебютанту Денешу Надю за пронзительную картину "Естественный свет".
40-летний венгерский режиссер Денеш Надь получил приз за лучшую режиссуру за свой дебют в полнометражном художественном кино - фильм "Естественный свет" / LUXBOX
Действие ее происходит в годы Второй мировой войны, когда Венгрия воевала на стороне нацистской Германии и венгерские войска оккупировали часть Украины, ведя там жестокую борьбу с партизанами, которая выливается в беспощадную войну войну против мирного населения.
Капрал Шеметка (Ференц Cабо) - психологически изуродованный войной солдат венгерской армии на оккупированной Украине / TAMÁS DOBOS
В центре картины - капрал Шеметка, немолодой внешне угрюмый и молчаливый человек. Он в армии, более того, он на войне. Он вынужден делать то, что от него требует командование. Он не сопротивляется, не бунтует, но в его неброском, человечном отношении к крестьянам украинской деревни, в которой он оказался, а главное, в его глазах мы видим боль, стыд и ужас от того, в чем ему приходится принимать участие.
Страшно смотреть не только на жуткую сцену сжигания заживо согнанных в амбар стариков, женщин и детей, подозреваемых в сочувствии партизанам, но и на наблюдающего за этим пожарищем Шеметку. Он молчит, но в душе его творится ужас, уничтожающий человека.
Сдержанная, суровая, лишенная всяческого мелодраматизма и сентиментальности картина молодого венгра совершенно справедливо удостоена приза за лучшую режиссуру.
Другие заметные картины фестиваля - турецкий фильм "Хранитель брата" о суровых нравах, царящих в школе-интернате для мальчиков-курдов на востоке Турции.
"Коробка с памятью" - канадско-ливанский фильм о том, как в жизнь родившейся уже во франкоязычной Канаде молодой девушки из семьи ливанских эмигрантов вторгается память о жизни ее матери в охваченном войной Бейруте.