» » » Ученые объяснили выживание микробов в «чистых комнатах» и межпланетных зондах

Ученые объяснили выживание микробов в «чистых комнатах» и межпланетных зондах

Микрофлора «чистых комнат», где идет подготовка межпланетных зондов, оказалась способна выживать, питаясь антисептиками и чистящими средствами.

Разработчики всеми силами стараются стерилизовать межпланетные зонды, чтобы случайно не занести земную микрофлору на другие небесные тела — тем более что в некоторых случаях микробы способны исказить данные химического анализа, которые проводят такие аппараты. Зонды NASA собираются в «чистых комнатах», где используется целый арсенал различных методов стерилизации. Тем не менее даже там обнаруживается собственная особая микрофлора, содержащая представителей архей, бактерий и грибов.

Одной из самых заметных групп среди них выступают бактерии Acinetobacter. Им посвящена новая работа, проведенная профессорами Калифорнийского государственного политехнического университета в Помоне (CPP) Ракешем Могулом (Rakesh Mogul), Грегори Бардингом (Gregory Barding) и большой командой их студентов. Авторы представили ее результаты в статье, опубликованной в журнале Astrobiology.

Ученые исследовали несколько штаммов ацинетобактерий, которые были выделены в «чистых комнатах», где велась работа над зондами Mars Odyssey и Phoenix. Обнаружилось, что в условиях жесткого дефицита питательных веществ некоторые из штаммов способны выживать, разлагая... антисептические агенты, которые использовались инженерами NASA. Они могут существовать, используя в качестве источника углерода даже изопропиловый спирт, этанол или популярное чистящее средство Kleenol 30.

Исходя из этого, по мнению авторов, следует уделять больше внимания проблеме стерилизации межпланетных аппаратов, подбирать более эффективные средства и методы — и как минимум ввести процедуру постоянной ротации чистящих и антисептических средств, не позволяя микробам адаптироваться к ним.

naked-science.ru