Фото: БелТА
Проект Кодекса об образовании вынесли на общественное обсуждение, заявил журналистам министр образования Игорь Карпенко, передает БЕЛТА.
"Сейчас мы ведем подготовительную работу. Сделали определенный документ, который, на наш взгляд, можно предварительно рассматривать. Сегодня с депутатами выработаем алгоритм взаимодействия еще до внесения его в Палату представителей. Хотели бы, чтобы общественность высказала определенное мнение, позицию по проекту кодекса", - сказал Игорь Карпенко.
По последней информации, проект документа уже появился на портале Министерства образования в рубрике "В центре внимания" для широкого обсуждения. Общественность сможет вносить свои предложения.
Проект кодекса планируется в установленном порядке внести в Палату представителей до июля. Однако уже сейчас идет его активное обсуждение. Для этого министр выезжает в регионы, активно общается с педагогической общественностью, профессионалами, которые работают на разных ступенях образовательной системы. Министерство заинтересовано в том, чтобы люди высказывали свою позицию. Игорь Карпенко подчеркнул, что внесение в Палату представителей документа не исключает его дальнейшего общественного обсуждения.
Сегодня в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники проходит семинар, в котором принимают участие члены Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики и Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания, руководство Министерства образования, руководители ведущих учреждений высшего образования, а также учреждений республиканского подчинения, обеспечивающих функционирование системы образования.
Карпенко: родители позитивно воспринимают шестой школьный день
Родители позитивно воспринимают наличие шестого школьного дня, заявил журналистам министр образования Игорь Карпенко, передает БЕЛТА.
Посещая учебные заведения, министр пообщался с родителями. "Они позитивно реагируют, говорят, что у них есть возможность пообщаться с учителями-предметниками, обсудить вопросы касательно конкретно их детей, которые усваивают либо не усваивают тот или иной материал. Это дает возможность корректировать образовательный процесс исходя из этих бесед. Это нормальная практика", - сказал Игорь Карпенко.
По его мнению, министру не нужно активно вмешиваться в образовательный процесс конкретного учебного заведения. Есть нормативная база, есть программы, планы, концепция воспитания. Грамотный, профессиональный педагогический коллектив в состоянии развернуть работу в соответствии с нормативной базой. Вопрос заключается в том, чтобы школы проявили большую инициативу и самостоятельно рационально выстроили этот шестой школьный день.
В Беларуси закрепят за местными органами власти полномочия по контролю за качеством образования
В Беларуси планируется закрепить за местными исполнительными и распорядительными органами власти полномочия по осуществлению контроля за обеспечением качества образования, заявил журналистам министр образования Игорь Карпенко, передает БЕЛТА.
Игорь Карпенко привел пример: учитель имеет вторую категорию, а хочет досрочно сдать на первую. Сегодня для этого нужно писать письмо в министерство, министр должен лично дать разрешение, чтобы тот досрочно мог подтвердить категорию, сдать экзамен. "Мне тогда нужно или учителя к себе звать, чтобы беседовать и принимать осознанное решение. Или это формальная подпись, которая ничего, по сути, не решает. Местные органы власти, образовательные структуры и само учреждение лучше знают, какой учитель способен сдать этот экзамен на более высокую категорию", - сказал Игорь Карпенко.
Он также прокомментировал возможность зачисления в школу с 5 лет. "У нас и сегодня иногда принимаются такие решения. Раньше обязательно было необходимо писать письмо в Министерство образования и получать согласование. Давайте скажем откровенно: что, министр знает лучше конкретной психологической службы школы, родителей, медиков на местах, какого ребенка зачислить, а какого нет? Эти вопросы они лучше знают. Поэтому эти права будут им делегированы", - отметил Игорь Карпенко.
Указанные моменты планируется отразить в новой редакции Кодекса об образовании. Этим же документом в целях совершенствования механизмов управления часть полномочий правительства Беларуси по регулированию отношений в сфере образования предлагается передать министерствам. Также планируется ввести норму по организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, увеличить наполняемость классов, пересмотреть сроки получения профессионального образования и др.
В целом, по словам министра, в кодексе должны быть отражены рамочные позиции, основные, фундаментальные, концептуальные вещи. Остальные положения могут изменяться в соответствии с развитием общественных отношений.
Кодекс Республики Беларусь об образовании был подготовлен и вступил в силу 1 сентября 2011 года. Впервые в стране была проведена работа по кодификации законодательства в сфере образования, что позволило существенно сократить количество действующих в названной области актов законодательства, обеспечить системное регулирование на уровне закона общественных отношений в сферах дошкольного, среднего специального, послевузовского образования, дополнительного образования и др. Практика применения кодекса вызвала необходимость совершенствования законодательства об образовании.
Минобразования прорабатывает вопрос повышения контроля качества знаний
"Вопрос контроля качества знаний тоже стоит, это актуальная тема. Мы сейчас над ней думаем. В каком это будет виде, надо еще решить", - сказал Игорь Карпенко.
По словам руководителя ведомства, сейчас поставлена задача оптимизации госаппарата. Будет проанализирована численность сотрудников министерства, функциональные обязанности, какие-то из них будут перераспределены. "Часть полномочий может уйти какой-то структуре, которая будет заниматься вопросами контроля качества. Это и проведение централизованного тестирования. Может, этот институт (Республиканский институт контроля знаний. - Прим. БЕЛТА) наделим большими полномочиями по контролю качества знаний", - отметил министр.
Игорь Карпенко подчеркнул, что в целом вопрос качества зависит от многих факторов. В частности, от того, насколько система образования оперативно реагирует на потребности в подготовке тех или иных кадров, насколько активно работает с заказчиком.
Комментируя вопрос создания отдельного независимого агентства, которое бы занималось контролем качества (этого требует дорожная карта Болонского процесса), министр отметил: "Мы должны действовать в интересах нашей системы образования, в интересах подготовки кадров для нашего реального сектора экономики. Никто не против дорожной карты, никто не против единого образовательного пространства, но у нас тоже должны быть свои интересы". В стране выделяются бюджетные средства, это своеобразный государственный заказ на подготовку кадров для тех отраслей, которые наиболее востребованы. Беларусь вправе сама грамотно организовать этот процесс, а не просто идти в фарватере каких-то жестких установок, которых, по сути, и нет, пояснил Игорь Карпенко.
Что касается выборности ректоров, министр подчеркнул, что не хотел бы здесь делать каких-то громких заявлений, этот вопрос необходимо обсуждать, в том числе с советом ректоров. В то же время он отметил, что существующая система назначения и согласования ректоров, выдвижения ректоров конкретными учредителями, в том числе частных вузов, оправдана.
Председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк добавил, что проблема академической автономии, академических свобод должна решаться на законодательном уровне. В новую редакцию Кодекса об образовании внесена норма о том, что "предусмотрено выдвижение нескольких кандидатур на должность ректора". Но это еще окончательно не решено, проект кодекса обсуждается.
Карпенко анонсировал сокращение сроков обучения по некоторым специальностям в вузах
Министр образования Игорь Карпенко в общении с журналистами анонсировал сокращение сроков обучения по некоторым специальностям в учреждениях высшего образования, передает БЕЛТА.
"Мы посмотрели сроки подготовки по ряду специальностей. Есть специальности, по которым мы можем готовить 4-4,5 года. Это уже в практике внедрено", - сказал Игорь Карпенко. Он добавил, что есть еще около 50 специальностей, где можно предусмотреть перевод на сокращенный срок обучения, то есть до 4-4,5 лет.
Тем не менее, существуют специальности, по которым перевести обучение на сокращенный срок невозможно. Министр привел в пример медицинские специальности, специальности для ядерной энергетики, некоторые творческие специальности (например, архитектура, скульптура), где требуется более длительная подготовка. В новой редакции Кодекса об образовании это будет заложено.
Кроме того, планируется пересмотреть такую позицию, как учебный план и программа. Предлагается заложить примерный учебный план и программу, от которых вузы будут отталкиваться при составлении непосредственно своих планов и программ с конкретным заказчиком кадров. Это позволит им получить больше автономии. Например, Министерство промышленности заказывает подготовку каких-то специалистов в БГУИР. На основе примерного плана и программы можно будет скорректировать план и программу для подготовки этих конкретных специалистов. При этом прицел должен быть сделан на практикоориентированность и соблюдение таких важных позиций в системе высшего образования, как фундаментальность, гуманитарный блок, уверен министр.
belta.by