Фильм Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" получил целых три "Ники": самую главную - за лучший игровой фильм, вторую по значению - за лучшую режиссуру, и еще приз за лучшую сценарную работу, который режиссер разделил с поэтому и сценаристом Юрием Арабовым.
"Это фильм по литературным сочинениям Бродского, его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского, которая меня окрылила и вдохновила на эту работу", - объяснял сам режиссер.
В своей благодарственной речи он сообщил, что "благодарен артистам, которые которые отправляют государственные функции, и чиновникам, которые проявляют себя, как артисты".
Конкурентами Хржановского были Карен Шахназаров с "Палатой №6", Василий Сигарев с "Волчком", Павел Лунгин с "Царем" и Николай Досталь с "Петей по дороге в царствие небесное".
Почетно, посмертно
С необходимостью почтить память Олега Янковского, скончавшегося 20 мая прошлого года, киноакадемики смирились заранее: за несколько недель до церемонии было объявлено, что премию за лучшую мужскую роль разделят между собой Олег Янковский ("Царь", "Анна Каренина") и Владимир Ильин ("Палата №6).
В этом смысле жюри "Ники" последовало примеру жюри "Золотого орла", отметившего те же самые роли Янковского, предпочтя, однако, поименовать их "общим вкладом в отечественный кинематограф".
Ищите женщину за плинтусом
Премия за лучшую женскую роль досталось Светлане Крючковой за роль в фильме Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом". Актриса сыграла роль бабушки главного героя - мальчика Саши Савельева, прототипом которого стал Павел Санаев, автор положенной в основу фильма книги. Киноакадемики предпочли ее Алисе Фрейндлих в "Полутора комнатах" и Наталье Негоде в "Бубне, барабане".
Лучшая женская роль второго плана, по мнению киноакадемиков, оказалась сыграна в той же картине: эту статуэтку - первую в жизни - унесла с собой Мария Шукшина, исполнившая в картине роль матери главного героя.
Прочие номинации
"Нику" за лучшую мужскую роль второго плана впервые в истории премии получили сразу три актера - Максим Суханов ("Человек, который знал все" Владимира Мирзоева), Роман Мадянов ("Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя) и Сергей Дрейден ("Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова).
В номинации "за честь и достоинство" победу, как и было заранее анонсировано, одержала Людмила Гурченко, а за "вклад в российский кинематограф" отметили Юрия Норштейна.
Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии киноакадемики сочли "Мелодию для шарманки" Киры Муратовой, которая никак не выйдет в российский прокат, а открытием года признали с трудом (и через суд) завоевавшую право на зрителей "Россию 88" Павла Бардина.
Лучшей документальной картиной стал фильм Игоря Майбороды "Рерберг и Тарковский: обратная сторона Сталкера", уже успевший получить "Золотого орла".
Лучшим анимационным фильмом был признан "Очумелов" Алексея Демина.
Премией "За вклад в телевизионное искусство" удостоен фильм Олега Дормана "Подстрочник" - 16-серийный телемонолог пожилой переводчицы Лилианны Лунгиной, рассказывающей на камеру о своей жизни. "Подстрочник" стал главным парадоксом прошедшего сезона и собрал огромную аудиторию, а книжка, выпущенная на основе ее рассказов, неожиданно стала хитом продаж.
Премия "Ника" вручалась в среду в 23-й раз - впрочем, церемония в Театре оперетты затянулась и завершилась уже в четверг.
rian.ru