» » » Венецианская биеннале современного искусства открывается в 55-й раз

Венецианская биеннале современного искусства открывается в 55-й раз

© REUTERS/ Stefano Rellandini

Для публики основной проект биеннале "Энциклопедический дворец", а также 88 национальных и почти 50 выставок параллельной программы открываются в субботу. И это не считая специально подготовленных экспозиций, в том числе Эдуарда Мане, Ай Вэйвэя и Марка Куинна — с площади Сан-Марко прекрасно просматривается увеличенный вариант его скульптуры Элисон Лаппер — художницы-инвалида, чье изваяние несколько лет простояло на Трафальгарской площади в Лондоне.

Многие знания — многие печали

Тем не менее, основные события сосредоточены в национальных павильонах в садах Джардини и многовековом Арсенале — здании, на 50 тысячах метрах которого во времена расцвета Венецианской республики строили и оснащали корабли, а теперь в нем традиционно показывают основной проект биеннале. В этот раз куратор Массимилиано Джони пригласил в Венецию более 150 художников из 37 стран, в том числе Виктора Алимпиева, Николая Бахарева и Евгения Козлова из России.

Посетители смотрят экспозицию Ай Вэйвэя на 55-й Венецианской биеннале

За основу "Энциклопедического дворца" Джони взял одноименный утопический проект американского художника-самоучки Марино Аурити, который в середине 1950-х годов замыслил выстроить 136-этажное здание на манер Вавилонской башни, где были бы сосредоточены все знания и открытия человечества. При подготовке проекта куратора занимали мысли о том, что человечество всегда стремилось к подобной систематизации и, в конечном итоге, каждый, стремясь к чему-то общему, воображал его по-своему. Выставка показывает вариативность поисков через работы художников прошлого столетия и современных, самоучек вроде шаманов с Соломоновых островов и профессионалов, в том числе Пола Маккарти, Стива Маккуина и Брюса Наумана.

Тон экспозиции задает впервые привезенная в Италию "Красная книга" Карла Густава Юнга — в нее основоположник аналитической психологии на протяжении 16 лет заносил собственные внезапные видения, некоторые из которых еще и иллюстрировал. Собственно, от просмотра выставки возникает впечатление, что ты проник в чьи-то мысли, настолько хаотичными и абстрактными выглядит большинство произведений, будь то инсталляция "Убежище" Евы Котатковой или же объекты Джессики Джексон Хатчинс. Пожалуй, ни на одной биеннале раньше не демонстрировалось столько фотографий и тщательно проработанных графических произведений — например, Ахиллеса Риццоли и Лин Ксю.

Скульптура "Беременная Элисон Лаппер" Марка Куинна

Одними из самых эффектных проектов, собирающих множество зрителей, стали гигантская инсталляция Дана Во из привезенного из Вьетнама католического храма колониальных времен, а также проект Павла Альтхамера "Венецианцы". Он состоит из 90 пластиковых скульптур, изображающих полуистлевших людей, застывших в разных положениях, группами и по одиночке. По замыслу художника, они представляют собой призрак Венеции, где 150-летние здания считаются новоделом.

Золотой дождь в Венеции

В павильоне России продолжается начатая на прошлой биеннале традиция показа творчества российских концептуалистов — сейчас там представлен проект "Даная" Вадима Захарова. Для реализации замысла потребовались, в частности, несколько актеров, а также лестница, седло, 50 килограммов арахиса, алтарная преграда, роза и 200 тысяч монет, которые проливаются золотым дождем на зрительниц выставки. По словам Захарова, у его "Данаи" может быть множество трактовок — это и власть денег, и ее бессмысленность, и гендерный вопрос. Одно из объяснений сводится к тому, что в нынешнем мире самое главное — информация, обмен которой и является новым мифом.

Инсталляция Вадима Захарова "Даная" на 55-й Венецианской биеннале

"Как Даная была оплодотворена Зевсом, так и мир сейчас оплодотворяется все новой информацией", — резюмирует Захаров. И в этом, хотя и необязательном пункте, российский проект находится в согласии с главной идеей биеннале, выраженной в проекте "Энциклопедический дворец".

Также свои проекты в рамках параллельной программы биеннале показывает Московский музей современного искусства. Как говорит директор ММСИ Василий Церетели, выставка "Трудности перевода" в университете Ка Фоскари продолжает начатую в павильоне России тему показа созданных за последние 40 лет работ российских художников — от Ильи Кабакова до Александра Бродского. Также музей привез в Венецию проект "Катя" Барта Дорсы, рассказывающий личную историю девушки, встреченной американским фотографом.









ria.ru


ДРУГИЕ НОВОСТИ

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ / КОММЕНТИРУЕМОЕ
  1. Skype официально прекратил свою работу
  2. Samsung представила ультратонкий смартфон
  3. Huawei выпустила первый ПК без Windows
  4. Срочная доставка грузов по Минску: как уложиться в 3 часа
  5. АвтоВАЗ выпустил юбилейный Largus на ижевском заводе
  6. Xiaomi представила свой первый электрический кроссовер YU7
  7. Xiaomi представила первый смартфон на собственном чипе
  8. Новая система от Google распознает контент, который сделал ИИ
  9. В Минске презентовали первый собранный в Беларуси электромобиль Geely EX5
  10. Физики нашли сверхпроводник с собственным магнетизмом
Галерея