Нет в мировом кинематографе другого актера, слава которого была бы столь же велика и продолжительна. Почти полвека появлялся Чарли Чаплин на экране, вызывая восторг зрителей и критики. За это время взошли и погасли тысячи других звезд, а он продолжал оставаться любимцем публики. «Я преклонялся перед безрассудством и мелодрамой, был мечтателем и ипохондриком, проклинал жизнь и любил ее. Жизнь – это трагедия, когда видишь её крупным планом, и комедия, когда смотришь на неё издали», – писал великий комик в своих воспоминаниях.
Он вышел из гущи народной, в детстве познав всю тяжесть полуголодного существования. Когда ему исполнилось 18, был принят в пантомимическую труппу Фреда Карно, с которым в 1913 году и приехал на гастроли в США.
Год спустя двадцатипятилетний актер дебютировал на экране в фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь». Но лишь имея за плечами уже почти десяток коротких лент («Детские автогонки в Венисе», 1914; «Между двумя ливнями», 1914; «Лучший жилец», 1914 и др.) он, наконец, нашел постоянный, столь полюбившийся зрителям образ: непомерно широкие штаны и пиджачок в обтяжку, слишком большие, загибающиеся носами вверх разбитые ботинки, усики, котелок и тросточка.
Из фильма в фильм (а их только в 1914 году вышло 34) этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом и получал ответные прямо в лицо, словом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса. Во многом ему тут помогало его театральное прошлое: большинство трюков было заимствовано из английской пантомимы («Его новая профессия», 1914; «Ночь напролет», 1915; «Бродяга», 1915; «Женщина», 1915 и др.).
В 1920–30-е годы, когда Чарли Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где он был уже не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором.
Вершиной творчества Чарли Чаплина и найденного им стиля – переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры – стал его первый звуковой (только музыкальное сопровождение) фильм «Огни города» (1931, в нашем прокате – «Огни большого города»).