Экономисты полагают, что гламур рождается от лишних денег. Когда надо выживать, человеку не до таких глупостей. А сейчас, на фоне перегревшейся от нефтедолларов экономики, можно и порезвиться. То есть гламур, по их мнению, нечто вроде подагры – болезни, происходящей от жареного мяса, вина и прочих излишеств. Среди нищих ни подагриков, ни любителей гламура обычно не наблюдается.
Отчасти это верно. И все же, почему лишние деньги порождают именно гламур, а не просто страсть к шоппингу, пьянству, разврату и другим приятным, но банальным видам досуга?
Ответ очевиден. Всякому хочется казаться значительнее, чем он есть. Гламурная красавица потратит не одну тысячу на дурацкую сумочку, только чтобы показаться еще богаче и моднее. Для нее нормально выпить коктейль за сто пятьдесят долларов и отъехать от модного клуба в лимузине – даже если он остановится за углом, и потом придется полночи идти к себе в Бирюлево пешком. Ведь она находится в поиске или нового мужа, или нового любовника. Для гламурного писателя главное – небрежно расписаться на изданной за свой счет книжке с личными бреднями, пусть и на пиво с сухариками потом не хватит. Это его бренд, надежда на будущую литературную славу. Гламурный миллионер готов потратить не одну сотню тысяч на то, чтобы показаться в глазах окружающих миллиардером – ведь это его имидж, виртуальный капитал для заключения будущих сделок.
А в это время действительно богатые красавицы празднуют свадьбу за закрытыми дверями своего замка, настоящие писатели создают новые направления в литературе, а подлинные миллиардеры приумножают реальные капиталы и жертвуют на благотворительность.
В этом вся суть идеологии гламура: казаться, а не быть. Точнее, не можешь быть – старайся казаться. Чаще всего, кстати, это удается. Недаром некоторые исследователи полагают, что слово «гламур» происходит от французского «гримуар». Последнее, по мнению оккультистов, означает некое заклинание, при правильном исполнении обязательно сбывающееся. Не врут иногда и оккультисты. При правильном произнесении нужных гримуаров лишенный слуха и голоса гопник становится звездой, бывший лагерный стукач – политологом, туповатый офисный клерк – модным писателем, счетовод – выдающимся ученым современности, а продавец – талантливым военачальником.
Напрасно некоторые модные писатели предлагают начать «священную войну с псевдоинтеллектуалами». В этом мире гламура все они «псевдо». Для простоты можно обозначить их буквой «Г» — от слов «гламур» или «гримуар», как угодно. Мы живем в информационно насыщенном мире, поэтому Г-деятелей в любой сфере жизни больше, чем реально работающих. Однако славные победы и достижения существуют исключительно в воображении Г-деятелей и их поклонников.
Г-политики, например, преимущественно завоевывают различные полуострова, от Крыма до Индостана, торжественно обещая омыть обувь в сопредельных водоемах. Г-писатели создают «проекты» вместо написания книг, и страшно гордятся ими. Г-историки рассказывают по телевизору о сгубившем Наполеона при Ватерлоо насморке, вместо того, чтобы изучать историю. Г-журналисты целыми днями в поте лица собирают «эксклюзивную» информацию, рождая в результате упорного труда десяток бессвязных предложений в неделю. Неудивительно, ведь все они с отличием закончили Г-вузы под руководством Г-ректоров, где не собирались учиться, да никто и не думал их учить. Это мир всепобеждающего гламура.
Поэтому так забавны опросы, затеянные разными интернет-изданиями после выхода фильмов «Дьявол носит Prada» и «Глянец». Кого же у нас в стране сегодня больше, интеллектуалов или представителей гламура? По результатам выходит, что первых больше — раз в десять. Но этот вопрос некорректен. Кого больше: художников или любителей абсента? Красивых женщин или обладательниц скверного характера? Любителей программы «Аншлаг» или лиц с ограниченными умственными способностями? Ведь эти аудитории могут, как минимум, пересекаться.
Как известно, в СССР гламура не было. Но свято место пусто не бывает, и заменяли гламурных граждан Г-интеллектуалы. Хомо советикус, который по определению не мог похвастаться новеньким «Ягуаром» и впечатлениями от отдыха в Куршавеле, рассказывал знакомым о новом подарочном издании Франца Кафки и впечатлениях от закрытого просмотра фильма Кшиштофа Занусси в Доме кино. Разумеется, понимать хоть что-нибудь в Кафке и Занусси было так же необязательно, как сегодня разгоняться до 200 километров в час на «Ягуаре» или уверенно стоять на горных лыжах. Просто в советские годы гламур не лез так нагло в глаза. Но с ростом благосостояния приходит пора удовлетворения инстинктов, в том числе и не самых лучших.
Гламур в том или ином виде был всегда. И первым Г-ученым был не Трофим Лысенко, и даже не средневековые алхимики, а какой-нибудь первобытный колдун. Первым Г-писателем – создатель скабрезных частушек про Зевса и Леду. А первым Г-историком – человек, рассказавший Геродоту байку про Атлантиду. И вообще, родился гламур в момент, когда люди стали не только заворачиваться в мамонтовые шкуры, но и клепать первые украшения из костей несчастного животного.
Желание казаться лучше, чем есть на самом деле, было свойственно людям во все времена. Как трактористу из старой песни, который «Жан-Поль Сартра лелеет в кармане, и этим сознанием горд». Современный Г-деятель лелеет скромный стразик в ухе и поддельный телефон Vertu. Горд не менее, разница между ними невелика. Это имидж, это гламур. Это понты, которые, как известно, дороже денег. Главное – казаться, то есть любой ценой выдать желаемое за действительное.
Бороться с этим бесполезно, да и успеха в борьбе с одним из основных человеческих инстинктов не предвидится. Все, что от нас требуется, это отличать подделку от так редко встречающегося подлинника. Для начала – хотя бы помечать в собственном сознании, например, буковкой «Г».
И пусть они раскланиваются и целуются – Г-юморист с Г-писательницей, а Г-актриса с Г-политиком. Они по-своему счастливы, ведь, по их мнению, скоро будет построен новый мир. Дивный новый мир, где глупые будут работать, а умные – создавать имидж. Наверное, правильней было бы грубое выражение «колотить понты», но это, согласитесь, совершенно негламурно!