На самом деле, как вы уже догадались, на фотографии изображена одна и та же женщина. Изображение справа было откорректировано так называемой "машиной красоты" – новой компьютерной программой, использующей математические формулы для того, чтобы "улучшить" внешность, сделать ее более привлекательной и при этом соблюсти правило "безошибочного сходства".
Программа была разработала израильскими учеными на основе исследования, в ходе которого респонденты обоих полов в возрасте от 25 до 40 лет выбирали из сотен предложенных им изображений самые привлекательные. Затем ученые обработали полученные данные и внесли алгоритм, учитывающий 234 различных отрезков между чертами лица, к примеру, расстояние от губ до подбородка, от верхней линии лба до глаз, между левым и правым глазом и т.д. Программа научилась измерять расстояния между этими отрезками, выявляя индивидуально наиболее привлекательные черты лица, при этом не меняя облик полностью (как происходит в случае пластической операции), а стараясь сделать лицо максимально узнаваемым. В данном случае речь не шла о том, чтобы сделать внешность идеальной, а лишь о том, чтобы правильно расположить на лице имеющиеся черты, сделав его более привлекательным. Затем исследователи приступили к практике: с помощью "машины красоты" были обработаны изображения 92 женщин и 33 мужчин. Изменения коснулись лишь геометрии лица.
Результаты исследований показали, что есть определенный алгоритм в том, что люди считают привлекательными чертами лица: симметрия черт лица, молодость, чистая гладка кожа, сочный цвет глаз и волос. При этом предпочтения слегка отличались у мужчин и женщин, представителей разных национальностей и культур.
Впрочем, как и другие схожие попытки использования "алгебры" для создания гармонии, эта программа поднимает сложные вопросы восприятия красоты и идеальной внешности, ответы на которые не знают ни психологи, ни философы, ни феминисты. До каких пределов возможно применение математических расчетов в создании "формулы" красоты? Возможно ли, что научные исследования и формулы лишь отражают идеал красоты, созданный в нашем сознании средствами массовой информации? Ученые-историки, занимающиеся вопросом изменения стандартов красоты в течение нескольких веков, единодушны: исследователям не удастся вывести точную формулу привлекательности, им никуда не деться от культурного влияния.
Один из создателей "машины красоты" Томмер Лейванд уточнил, что исследователи не ставили перед собой задачу показать, что "измененные" программой лица привлекательнее "оригинала". Ученые хотели лишь создать измененное с точки зрения общепринятых стандартов красоты лицо, при этом узнаваемо схожее с оригиналом - в этом состоит главное отличие от результатов пластических операций или использования программ типа Photoshop. "Наша разработка наглядно демонстрирует, как легкое изменение черт лица делает внешность более привлекательной, притом, что черты лица остаются теми же", поясняет Лейвандер. "Изменения столь незначительны, что не всегда заметны даже при сравнении результатов "до" и "после". Иногда речь идет о нескольких миллиметрах, способных сделать внешность более привлекательной с точки зрения окружающих".
В то время как многочисленные психологические исследования последних десятилетий также предполагают, что восприятие красоты и привлекательности универсально для всех людей, критики исследования сомневаются в том, что внешность на самом деле может улучшиться в результате столь незначительных изменений: в процессе может быть утеряна индивидуальная привлекательность, шарм, "изюминка". В пример можно привести изменения, произведенные с фотографией знаменитой французской актрисы Бриджит Бардо: известные на весь мир черты стали соответствовать стандартам красоты, но губы актрисы стали менее пухлыми – и вот она уже словно перестала быть самой собой.
Столетиями философы, ученые и художники искали заветную формулу красоты. Аристотель описывал красоту как "порядок, симметрию и точность", святой Августин считал, что красота – это синоним геометрии и баланса, а Леонардо Да Винчи вывел формулу "золотого сечения", которую использовал в живописи. Современные исследователи уверяют: красота - это не унификация черт лица, а яркая индивидуальность внешности.
Практическое использование "машины красоты" возможно в кино, анимации и телерекламе, уверены создатели программы. Новой разработкой уже заинтересовались и пластические хирурги. Ученые-историки не сомневаются, что "машина красоты" будет пользоваться стабильным успехом. По их словам, современная цивилизация и влияние средств массовой информации породили уже несколько поколений девочек, уверенных в том, что их собственная внешность требует немедленного вмешательства, вплоть до хирургического.