"Кооперацию такого рода мы наблюдали два-три месяца назад, когда самолет из Северной Кореи приземлился в (столице Таиланда) Бангкоке с большим количеством разнообразного оружия, которое предполагалось переправить (палестинскому движению) ХАМАС и (ливанскому) "Хезболлах", - цитирует агентство Либермана.
Самолет, зарегистрированный в Грузии, приземлился в старом бангкокском аэропорту Дон Мыанг 11 декабря. Во время посадки, которая была заявлена как плановая (на пути в Северную Корею ИЛ-76 также приземлялся в Бангкоке на дозаправку), у самолета неожиданно появились офицеры ВВС Таиланда, таможни и полиции, и предложили экипажу подготовить лайнер к досмотру.
По данным СМИ, которые ссылались на полицию, при досмотре на борту было найдено более 35 тонн вооружений, упакованных в опломбированные ящики с гражданской маркировкой. В ящиках обнаружились ручные гранатометы, портативные зенитно-ракетные комплексы устаревшей конструкции, взрывчатые вещества.
В своих заявлениях в декабре 2009 - феврале 2010 года члены экипажа утверждали, что как минимум 25 тонн груза составляли заявленные в авианакладной рейса буровые трубы, а оставшийся груз поступил на борт уже опломбированным. Летчики говорили, что не знали о военном характере груза в ящиках, пломбы не снимали и не проверяли их содержимое. Они заявляли, что если бы знали заранее о характере груза, то вообще не стали выполнять рейс.
В ночь на 12 декабря военные и таможенные власти предложили экипажу "отдохнуть", пока составляется таможенный протокол, а 12 декабря, когда члены экипажа возвратились на борт, они были арестованы.
Изначально полицейское Управление по борьбе с преступностью предъявило экипажу обвинения в незаконном хранении оружия и сообщении заведомо ложных сведений о характере груза официальным лицам Таиланда (в авианакладной содержимое опломбированных ящиков значилось как "механические части"). В течение декабря-января следствие набирало обороты, и появились еще несколько обвинений, в том числе - обвинение в попытке контрабанды оружия и незаконном хранении взрывчатых веществ в особо крупных размерах. Последнее из двух карается по таиландским законом суровее остальных: так как количество взрывчатки на одного человека приближалось к тонне, экипажу, по мнению полиции, могла грозить смертная казнь.
Однако прокуратура сразу отнеслась к заключениям следствия скептически. Непонятен был юридический статус экипажа, перевозившего нелегальный груз. Задержание самолета проводилось согласно санкциям ООН против Северной Кореи. Последняя резолюция Совбеза ООН по этому вопросу предполагает досмотр любого воздушного или морского судна в первом аэропорту прибытия (порту захода) после того, как судно покинуло территорию КНДР. Но об ответственности экипажа судна в документах ООН ничего не говорится.
Члены экипажа ИЛ-76 провели в тайской тюрьме два месяца. В четверг, 11 февраля, таиландская прокуратура огласила заключение по делу экипажа. В нем было сказано, что все обвинения с иностранцев сняты, и судебное уголовное дело в их отношении заводиться не будет. Через несколько часов после этого в Центральную бангкокскую тюрьму Клонг Прем было передано постановление суда об освобождении летчиков из-под стражи. В пятницу 12 февраля они покинули Тайланд на рейсовом самолете Бангкок-Алма-Аты компании Air Astana и сейчас находятся в своем родном городе Чимкенте (административный центр Южно-Казахстанской области), но от общения с прессой отказываются.
rian.ru