В отличие от эпопеи с выдачей бывшего политического лидера боснийских сербов Радована Караджича, который был арестован 21 июля 2008 года и экстрадирован только через десять дней, Младича передали трибуналу уже на шестой день после задержания.
Сербские власти отказывались по соображениям безопасности называть дату и время экстрадиции Младича. Ожидалось, что эта процедура займет от 2 до 4 дней, начиная с понедельника. В результате о выдаче генерала официально сообщили, только когда он уже сидел в самолете.
Последний день и последнее желание
Последний день генерала в Сербии оказался чрезвычайно насыщенным. Рано утром (около 08.00 мск) компетентные органы неожиданно выполнили, как сейчас уже ясно, последнее желание Младича во время пребывания на родине - генерала под усиленной охраной отвезли на могилу дочери. Дочь Младича Ана погибла в 1994 году в возрасте 23 лет, многие обстоятельства смерти до сих пор неизвестны. По официальной версии, она покончила с собой, однако Младич полагает, что его дочь убили.
О том, что генерал постоянно вспоминает о дочери, могилу которой долгие годы не мог посетить, потому что находился в бегах, говорили адвокат, родственники и официальные лица.
Вся операция визита к месту погребения Аны заняла примерно 20 минут. Журналисты сербского телевидения, последовавшие за колонной, обнаружили на могиле букет свежих роз и догорающую свечу.
Дальше события развивались с калейдоскопической быстротой. Утром задержанного посещает адвокат Милош Шалич. Суд, постановивший в пятницу экстрадировать Младича, получает посланную в понедельник вечером письмом по почте апелляцию адвоката и очень быстро отклоняет ее.
Семья вместе с адвокатом и друзьями днем навещают Младича в Специальном суде. Поскольку подход к зданию с улицы не имеет специальных ограждений, каждый их шаг фиксируется теле- и фотокамерами. От внимания репортеров не ускользает тот факт, что один из визитеров несет большой чемодан. Родственники отказываются от общения со СМИ. Возможно, они знают о сроках экстрадиции больше репортеров, которым удалось выяснить, что в чемодане генералу принесли личные вещи.
Как стало известно позже, примерно в это же время в 17.00 мск министр юстиции Сербии Снежана Малович подписывает решение об экстрадиции генерала, чем устраняется последнее юридическое препятствие на этом пути. Но об этом станет известно только спустя несколько часов вечером, когда у Малович назначена пресс-конференция.
Тем временем команды журналистов рассредоточиваются по городу - часть остается дежурить у здания Специального суда, кто-то направился в аэропорт в надежде увидеть, как генерала сажают в самолет. Возможно, им предстояло пробыть на дежурстве несколько дней, но оказалось всего несколько часов.
Незадолго до выступления министра юстиции перед журналистами в здании правительства Сербии в центральной части Белграда в 19.20 мск на другом конце города из здания специального суда начали выезжать десятки внедорожников спецслужб. Дорога в несколько километров до аэропорта к тому времени была перекрыта для движения простого транспорта. В одном из автомобилей был Младич, однако сколько-нибудь разглядеть генерала за затемненными стеклами никому не удалось.
Снежана Малович объявила о подписании решения об экстрадиции в тот момент, когда Младич уже сидел в самолете.
"Сербия выдачей Младича в Гаагу выполнила свое международное и моральное обязательство", - подчеркнула министр.
Самолет с задержанным прибыл в Роттердам после 21.00 мск, откуда его доставили в Гаагу.
Глава МВД Сербии Ивица Дачич сообщил, что весь процесс выдачи с момента задержания до момента непосредственной передачи Младича в Гаагу прошел "без значительных потрясений".
Как сообщил РИА Новости его адвокат Милош Шалич, перед экстрадицией из Белграда в Гаагу Младич чувствовал себя очень плохо не только психически, но и физически.
"Он тяжело передвигался, дрожал, у него резко менялось настроение - от смеха до плача", - сказал он.
Считается, что Младич перенес не менее двух инсультов и страдает многими заболеваниями. Однако судебный врач в Белграде ранее заключил, что состояние Младича позволяет ему предстать перед судом.
Перед судом через 48 часов
О деталях процедуры приема Младича в тюрьме в Гааге не сообщается. Известно, что его ждет медицинский осмотр, которому, учитывая состояние здоровья генерала, придается особое значение. Ему передадут обвинительное заключение и разместят в одной из камер тюрьмы в Схевенингене.
Сообщалось, что Младич не будет размещен в том же крыле, где находятся лица, связанные с его обвинительным заключением или преступлениями, в которых он обвиняется.
В тюремных камерах площадью примерно 15 квадратных метров имеются кровать, письменный стол, шкаф для одежды, полки и раковина. Заключенные имеют доступ к телевидению и интернету и, таким образом, могут использовать свои ноутбуки. Умеет ли Младич пользоваться компьютером, неизвестно.
Первое появление перед судом, где он выразит свое мнение по пунктам обвинения, ожидается не ранее, чем через 48 часов после прибытия.
Действия Сербии высоко оценил главный прокурор МТБЮ Серж Браммерц, который 6 июня представляет очередной отчет в ООН о сотрудничестве страны с трибуналом. Он также отметил, что в Гааге обвиняемый получит качественную медицинскую помощь.
"Мы хотим, чтобы этот судебный процесс прошел как можно лучше, и Младич должен быть физически к нему готов", - сказал Браммерц во вторник в интервью сербскому телеканалу РТС.
Младич был арестован 26 мая в доме родственника в деревне примерно в 70 километрах от Белграда. Он командовал армией Республики Сербской в Боснии и Герцеговине в ходе конфликта 1992-1995 годов. МТБЮ обвиняет Младича в преступлениях против человечности, нарушении законов и обычаев ведения войны в связи с этническими чисткам в БиГ, а также в терроре против мирного населения во время осады боснийской столицы Сараево, захвате заложников из числа персонала ООН и геноциде мусульманского населения города Сребреница в июле 1995 года.
Младича провозгласили героем
В день экстрадиции генерала большой митинг в его поддержку с участием десятков тысяч человек прошел в столице Республики Сербской городе Баня-Лука. Акцию организовали сербские ветераны боснийской войны 1992-1995 годов. Многие лозунги были направлены против президента Сербии Бориса Тадича.
В руках многих сторонников Младича были его портреты, флаги РС и военные знамена Армии Республики Сербской. Митингующие несли транспаранты с надписями: "Россия - мать, Сербия - мачеха!", "Тадич - предатель сербского народа!", "Я - Младич, арестуй меня, Тадич!", "Младич - символ сербской свободы" и другие. Собравшиеся скандировали: "Ратко Младич, Ратко Младич!", "Тадич, спаси Сербию, убей себя!".
Руководитель Организации ветеранов РС (БОРС) Пантелия Чургуз предложил, выступая на митинге, объявить генерала Младича "героем отечественной войны Республики Сербской". "Сербы всегда защищали свое и не претендовали на чужое", - сказал Чургуз, призвав власти Республики Сербской выделить денежные средства для защиты в МТБЮ в суде БиГ граждан РС, обвиненных в военных преступлениях.
rian.ru