Поводом для этого стала видеозапись беседы, которую они провели с участницами группы Pussy Riot в женском следственном изоляторе "Печатники". Интервью позднее было опубликовано на сайте одного из российских СМИ. На видео запечатлен пятиминутный отрывок рассказа Надежды Толоконниковой об условиях содержания в СИЗО.
После публикации этого видео УФСИН по Москве решил провести проверку и выяснить, на каком основании было снято это видео и кто осуществлял съемку.
Изначально подозрение пало на сотрудников СИЗО, в обязанности которых входит видеосъемка встреч подсудимых с правозащитниками. Передавать такую запись третьим лицам, тем более представителям СМИ, им запрещено.
Однако после расследования выяснилось, что подобные записи сотрудники изолятора производят с помощью видеорегистратора, не заходя при этом в камеру заключенных.
Запись, обнародованная в Рунете, была сделана в камере девушек и, судя по всему, снимающий сидел на одной из кроватей.
Таким образом, главное подозрение пало именно на правозащитниц, которые находились в камере девушек. Материалы проверки, проведенной сотрудниками УФСИН, были направлены в прокуратуру Москвы.
Теперь именно надзорному органу предстоит выяснить, можно ли считать действия Каретниковой и Световой нарушением Закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека, находящегося в местах принудительного содержания".
Член ОНК Антон Цветков выступает за то, чтобы правозащитниц вообще исключили из организации. Впрочем, сделать это сейчас не представляется возможным. Однако при составлении списков сотрудников, которые войдут в ОНК на следующий год, подобный инцидент не останется незамеченным.
- В законе, к сожалению, ответственность за такое деяние не прописана. Но через год истекают полномочия нынешнего состава ОНК. И это большой вопрос, смогут ли Каретникова и Светова продолжить работу в организации, - поделился правозащитник. - Надеюсь, их действия все-таки не останутся незамеченными.
При этом Цветков отметил, что в качестве правозащитниц Светова и Каретникова себя дискредитировали окончательно.
- Насколько я знаю, девушки из Pussy Riot были возмущены этой тайной записью и ее публикацией в СМИ. А другие подсудимые неоднократно мне говорили, что этих правозащитниц не волнуют проблемы других людей, они приходят только к участницам группы, чтобы сделать себе пиар, - рассказал Цветов.
Интересно, что Надежда Толоконникова и Мария Алехина заявили, что разрешения на видеосъемку и тем более на ее публикацию они не давали. Более того, адвокатам девушек не было известно о том, что кто-то планирует снимать видео с их подзащитными.
- Я понятия не имел, что будет проводиться какая-либо съемка. Тем более что адвокатов вообще не пускают в камеры к девушкам. Мои подзащитные, правда, говорили, что их снимали на видеорегистратор сами сотрудники СИЗО, но речи о публикации съемок не было, - пояснил адвокат Pussy Riot Марк Фейгин.
При этом юрист усомнился в том, что снять быт девушек в камере на видео вообще возможно. По его словам, система обыска и досмотра всех посетителей СИЗО действительно серьезная.
- Честно говоря, я даже не знаю, как это возможно. Я, например, когда прихожу к подзащитным, у меня отнимают все. Пронести какое-то устройство записи было бы крайне сложно, - полагает Фейгин. - Проходит досмотр, отнимают всю технику, оставляют лишь бумаги, необходимые для работы.
Напомним, на видео, о котором идет речь, запечатлена Надежда Толоконникова и ее сокамерницы. На этой записи две женщины интересуются жизнью участницы Pussy Riot, задают вопросы о ее состоянии, о том, как ее кормят и приносят ли ей свежую прессу.
Сама Толоконникова говорит, что довольна условиями содержания и претензий к руководству СИЗО не имеет.