Железнодорожные отгрузки белорусского бензина на российский рынок составили по итогам месяца 40,1 тыс. тонн, что стало максимальным уровнем за несколько лет. Об этом сообщает ценовое агентство Argus.
Многим российским покупателям оптовых партий белорусского бензина это топливо с поставкой в апреле с учетом стоимости транспортировки на станцию назначения обходилось минимум на 500 российских рублей за тонну дешевле, чем продукт российского производства, предложение которого на бирже в апреле значительно сократилось. Это стало результатом того, что регулирующие органы и нефтяные компании в прошлом месяце договорились снизить на срок до 30 июня нормативы обязательных биржевых продаж нефтепродуктов. Так, норматив по бензину уменьшен до 5% объемов производства по сравнению с 10% в I квартале. Российские производители стали сокращать продажи бензина на бирже, руководствуясь этой договоренностью и не дожидаясь официального вступления новых правил в силу.
Владельцы некоторых сетей АЗС в этих условиях в апреле стали формировать запасы недорогого белорусского топлива, ожидая в дальнейшем роста спроса на бензин и удорожания топлива на оптовом рынке после ослабления карантинных мер.
Из общего объема апрельских поставок бензина из Беларуси на российский рынок, более 30% было отгружено в южные регионы России.
Ранее стало известно о намерении властей России ввести запрет на импорт бензина на срок до 1 октября 2020 года. Проект соответствующего постановления был подготовлен в апреле, но документ все еще ожидает регистрации в Министерстве юстиции, по данным источника в Минэнерго.
В последние два года поставки белорусского бензина в Россию были незначительными. Интерес к импортному продукту на российском рынке снизился благодаря увеличению мощностей по выпуску бензина на российских НПЗ в рамках проектов модернизации, а также изменению налогового режима, в частности, в связи с заработавшим в 2019 г. механизмом демпфера, который защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые могли произойти в результате колебания нефтяных котировок.
До 2017 года Россия и Беларусь предварительно согласовывали плановый объем поставок бензина в протоколах к межправительственному соглашению. Но в связи со снижением потребностей России в белорусском бензине стороны в дальнейшем отказались от этой практики. Министр энергетики России Александр Новак в апреле 2017 г. заявил, что у Беларуси больше не будет обязательств по поставкам нефтепродуктов в Россию и взаимоотношения стран в этой области будут строиться исключительно на рыночных условиях.
С 1 марта 2020 года Беларусь сама поставила заслон импортному топливу, повысив ставки акцизов в 4 раза. При этом новополоцкий «Нафтан» и Мозырский НПЗ получили преференции, чтобы у них перерабатывали сырье и покупали топливо.
Напомним, что крупные нефтяные компании России в апреле возобновили поставки нефти в Беларусь после трехмесячного перерыва. В конце марта Москва пошла на уступки Минску, согласившись компенсировать премию к поставкам на фоне падения нефтяных котировок вдвое.