На прошлой неделе состоялось сразу два совещания по экономическим вопросам — вначале на уровне правительства, затем с участием главы государства. У экономических властей есть два сценария действий внутри страны. Какой из них они выберут?
Административный ресурс вернет страну в рецессию
На прошлой неделе власти обсуждали два блока экономических вопросов. Первый блок касался текущих вопросов, второй — экономической стратегии.
Главный текущий вопрос, который нужно как-то решать, — переговоры с Россией по чувствительным экономическим темам. Условия поставок нефти и газа в Беларусь Москва увязала с проектом углубления интеграции между двумя странами.
Александр Лукашенко в минувшую пятницу поручил правительству ускорить подготовку так называемых дорожных карт по интеграционным вопросам с Россией.
Что касается стратегии, то есть будущей экономической политики внутри страны, то эти вопросы обсуждались на заседании правительства неделю назад. Подробностей было раскрыто немного.
В публичное пространство попало лишь сообщение премьер-министра Сергея Румаса о том, что на будущий год правительство планирует заложить рост экономики на уровне 2,5%. Однако у этого заявления главы белорусского правительства интересная подноготная.
По сведениям БелаПАН, Министерство экономики просчитало и положило на стол правительства два возможных сценария экономической политики в будущем году.
Первый направлен на сохранение макроэкономической стабильности, а второй — на выполнение показателей программы социально-экономического развития, утвержденной на 2016-2020 годы.
Власти посчитали, что с учетом ограниченного потенциала экономики и не самой благоприятной внешней конъюнктуры рост ВВП в 2020 году может составить 2,5%. При этом, как ожидается, вклад внутреннего спроса в этот прирост составит 1,2%, а внешнего — 1,3%.
Рост экспорта, по расчетам властей, будет в будущем году весьма умеренный и составит около 3,3%.
Второй сценарий требует гораздо более высоких темпов роста экономики и направлен на выполнение задач пятилетки. Напомним, программа социально-экономического развития на 2016-2020 годы предполагала рост экономики за пять лет не менее чем на 12,1%.
Министерство экономики предполагает, что с учетом замедления экономики в первом полугодии по итогам 2019-го рост ВВП может составить 2,9% (официальная цель на этот год ранее предусматривала рост на 4%). Соответственно, чтобы выполнить программу пятилетки, экономика должна расти в 2020 году не на 2,5%, а более чем в два (!) раза быстрее — на 5,8%.
Возможно ли это?
Любой экономический рост может быть достигнут либо за счет увеличения продаж продукции и услуг на внешне рынки, либо на внутренний рынок. По оценкам Минэкономики, чтобы обеспечить рост ВВП на 5,8% за счет внешнего спроса, экспорт должен вырасти на 11% в 2020 году, что, по мнению министерства, нереально.
Если обеспечивать бурный экономический рост за счет внутреннего спроса, то, по оценкам, в экономику потребуется направить около 10 млрд рублей.
Административное стимулирование экономики, то есть ее накачка рублями, породит крайне негативные последствия.
Согласно расчетам Минэкономики, инфляционные процессы и давление на валютный курс из-за искусственного стимулирования ВВП приведут к тому, что базовые условия (ценовая и финансовая стабильность) для экономического роста будут утрачены.
При таком сценарии, как предполагают экономические власти, после бурного роста ВВП в 2020 году страна столкнется с рецессией в последующие годы.
Естественно, правительство не захотело этот сценарий поддержать. Поэтому, заявив о том, что рост ВВП в 2020 году прогнозируется на уровне 2,5%, правительство тем самым сделало выбор в пользу макроэкономической стабильности и выступило против искусственного разогрева экономики.
По граблям ходить не будем?
В том случае, если экономика в этом году вырастет на 2,9%, а в следующем на 2,5%, то за пятилетку рост ВВП составит 8,6%. Таким образом, среднегодовые темпы экономического роста даже при условии выполнения запланированных показателей могут составить в 2016-2020 годах менее 2%.
«Уходящую пятилетку можно охарактеризовать как период упущенных возможностей. Среднегодовые темпы экономического роста, вероятно, окажутся в районе полутора процента, и для нашей страны это будет очень низкий показатель», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Он отметил, что при сохранении такой динамики разрыв между экономическим развитием Беларуси с другими странами Центральной и Восточной Европы будет нарастать. «Беларусь вправе и могла бы рассчитывать на темпы экономического роста в районе 5-7%», — полагает Крук.
Но поскольку полноценные реформы, направленные на повышение эффективности экономики, запущены не были, темпы роста ВВП оказались намного ниже. Но разгонять их искусственно в 2020 году точно не стоит, убежден Крук.
«Внутренний спрос за последние полтора года на фоне повышения зарплат и так заметно вырос, и дополнительные шаги по разогреву экономики чреваты инфляционными и девальвационными процессами», — считает экономист.
Такой сценарий развития событий не только подорвет ценовую стабильность, но и сформирует предпосылки для финансового кризиса, полагают эксперты.
«Накоплено много долгов как государственных, так и в корпоративном секторе. В основном это долги, номинированные в иностранной валюте. Поэтому если с курсом рубля случится что-то серьезное, страна может оказаться в очень тяжелом финансовом положении», — отметила в комментарии для БелаПАНакадемический директор BEROC Катерина Борнукова.
Учитывая крайне негативные последствия искусственного стимулирования экономики, эксперты предполагают, что власти не пойдут по этому пути.
«Власти за последние годы осознали ценность финансовой и ценовой стабильности. Конечно, ключевые решения у нас принимаются на уровне главы государства. Но, скорее всего, учитывая крайне негативные последствия сценария стимулирования экономики, аргументы правительства на политическом уровне будут услышаны», — полагает Дмитрий Крук.
Прошлые президентские выборы, состоявшиеся в 2015-м, прошли без денежной эмиссии, поэтому и в 2020-м, когда состоится избирательная кампания, на включение печатного станка власти не пойдут, прогнозируют эксперты.
«В 2015-м, несмотря на рецессию и избирательную кампанию, власти не пошли на искусственный разогрев экономики. Сейчас ситуация в стране лучше, чем тогда, поэтому не видно даже особого политического смысла искусственным образом стимулировать экономику», — отметила Борнукова.
По ее мнению, чтобы соблазна возвращаться к эмиссионным методам стимулирования экономики не было, в Беларуси пора отказаться от утверждения целевых параметров социально-экономического развития.
«В Беларуси, как и в других странах, должен быть экономический прогноз, который в зависимости от обстоятельств корректируется, а не план, который мы иногда пытаемся любой ценой выполнить. А экономический план действий должен быть не количественным, а качественным, и направленным на повышение эффективности экономики», — резюмировала Катерина Борнукова.