» » » Правительство выступило против разогрева экономики

Правительство выступило против разогрева экономики

Фото с сайта sb.by 

На прошлой неделе состоялось сразу два совещания по экономическим вопросам — вначале на уровне правительства, затем с участием главы государства. У экономических властей есть два сценария действий внутри страны. Какой из них они выберут?

Административный ресурс вернет страну в рецессию

На прошлой неделе власти обсуждали два блока экономических вопросов. Первый блок касался текущих вопросов, второй — экономической стратегии.

Главный текущий вопрос, который нужно как-то решать, — переговоры с Россией по чувствительным экономическим темам. Условия поставок нефти и газа в Беларусь Москва увязала с проектом углубления интеграции между двумя странами.

Александр Лукашенко в минувшую пятницу поручил правительству ускорить подготовку так называемых дорожных карт по интеграционным вопросам с Россией.

Что касается стратегии, то есть будущей экономической политики внутри страны, то эти вопросы обсуждались на заседании правительства неделю назад. Подробностей было раскрыто немного.

В публичное пространство попало лишь сообщение премьер-министра Сергея Румаса о том, что на будущий год правительство планирует заложить рост экономики на уровне 2,5%. Однако у этого заявления главы белорусского правительства интересная подноготная.

По сведениям БелаПАН, Министерство экономики просчитало и положило на стол правительства два возможных сценария экономической политики в будущем году.

Первый направлен на сохранение макроэкономической стабильности, а второй — на выполнение показателей программы социально-экономического развития, утвержденной на 2016-2020 годы.

Власти посчитали, что с учетом ограниченного потенциала экономики и не самой благоприятной внешней конъюнктуры рост ВВП в 2020 году может составить 2,5%. При этом, как ожидается, вклад внутреннего спроса в этот прирост составит 1,2%, а внешнего — 1,3%.

Рост экспорта, по расчетам властей, будет в будущем году весьма умеренный и составит около 3,3%.

Второй сценарий требует гораздо более высоких темпов роста экономики и направлен на выполнение задач пятилетки. Напомним, программа социально-экономического развития на 2016-2020 годы предполагала рост экономики за пять лет не менее чем на 12,1%.

Министерство экономики предполагает, что с учетом замедления экономики в первом полугодии по итогам 2019-го рост ВВП может составить 2,9% (официальная цель на этот год ранее предусматривала рост на 4%). Соответственно, чтобы выполнить программу пятилетки, экономика должна расти в 2020 году не на 2,5%, а более чем в два (!) раза быстрее — на 5,8%.

Возможно ли это?

Любой экономический рост может быть достигнут либо за счет увеличения продаж продукции и услуг на внешне рынки, либо на внутренний рынок. По оценкам Минэкономики, чтобы обеспечить рост ВВП на 5,8% за счет внешнего спроса, экспорт должен вырасти на 11% в 2020 году, что, по мнению министерства, нереально.

Если обеспечивать бурный экономический рост за счет внутреннего спроса, то, по оценкам, в экономику потребуется направить около 10 млрд рублей.

Административное стимулирование экономики, то есть ее накачка рублями, породит крайне негативные последствия.

Согласно расчетам Минэкономики, инфляционные процессы и давление на валютный курс из-за искусственного стимулирования ВВП приведут к тому, что базовые условия (ценовая и финансовая стабильность) для экономического роста будут утрачены.

При таком сценарии, как предполагают экономические власти, после бурного роста ВВП в 2020 году страна столкнется с рецессией в последующие годы.

Естественно, правительство не захотело этот сценарий поддержать. Поэтому, заявив о том, что рост ВВП в 2020 году прогнозируется на уровне 2,5%, правительство тем самым сделало выбор в пользу макроэкономической стабильности и выступило против искусственного разогрева экономики.

По граблям ходить не будем?

В том случае, если экономика в этом году вырастет на 2,9%, а в следующем на 2,5%, то за пятилетку рост ВВП составит 8,6%. Таким образом, среднегодовые темпы экономического роста даже при условии выполнения запланированных показателей могут составить в 2016-2020 годах менее 2%.

«Уходящую пятилетку можно охарактеризовать как период упущенных возможностей. Среднегодовые темпы экономического роста, вероятно, окажутся в районе полутора процента, и для нашей страны это будет очень низкий показатель», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Он отметил, что при сохранении такой динамики разрыв между экономическим развитием Беларуси с другими странами Центральной и Восточной Европы будет нарастать. «Беларусь вправе и могла бы рассчитывать на темпы экономического роста в районе 5-7%», — полагает Крук.

Но поскольку полноценные реформы, направленные на повышение эффективности экономики, запущены не были, темпы роста ВВП оказались намного ниже. Но разгонять их искусственно в 2020 году точно не стоит, убежден Крук.

«Внутренний спрос за последние полтора года на фоне повышения зарплат и так заметно вырос, и дополнительные шаги по разогреву экономики чреваты инфляционными и девальвационными процессами», — считает экономист.

Такой сценарий развития событий не только подорвет ценовую стабильность, но и сформирует предпосылки для финансового кризиса, полагают эксперты.

«Накоплено много долгов как государственных, так и в корпоративном секторе. В основном это долги, номинированные в иностранной валюте. Поэтому если с курсом рубля случится что-то серьезное, страна может оказаться в очень тяжелом финансовом положении», — отметила в комментарии для БелаПАНакадемический директор BEROC Катерина Борнукова.

Учитывая крайне негативные последствия искусственного стимулирования экономики, эксперты предполагают, что власти не пойдут по этому пути.

«Власти за последние годы осознали ценность финансовой и ценовой стабильности. Конечно, ключевые решения у нас принимаются на уровне главы государства. Но, скорее всего, учитывая крайне негативные последствия сценария стимулирования экономики, аргументы правительства на политическом уровне будут услышаны», — полагает Дмитрий Крук.

Прошлые президентские выборы, состоявшиеся в 2015-м, прошли без денежной эмиссии, поэтому и в 2020-м, когда состоится избирательная кампания, на включение печатного станка власти не пойдут, прогнозируют эксперты.

«В 2015-м, несмотря на рецессию и избирательную кампанию, власти не пошли на искусственный разогрев экономики. Сейчас ситуация в стране лучше, чем тогда, поэтому не видно даже особого политического смысла искусственным образом стимулировать экономику», — отметила Борнукова.

По ее мнению, чтобы соблазна возвращаться к эмиссионным методам стимулирования экономики не было, в Беларуси пора отказаться от утверждения целевых параметров социально-экономического развития.

«В Беларуси, как и в других странах, должен быть экономический прогноз, который в зависимости от обстоятельств корректируется, а не план, который мы иногда пытаемся любой ценой выполнить. А экономический план действий должен быть не количественным, а качественным, и направленным на повышение эффективности экономики», — резюмировала Катерина Борнукова.

naviny.by

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ / КОММЕНТИРУЕМОЕ
  1. В Минске мальчик упал с крыши 12-этажного дома
  2. Аресты московской оппозиции: кого, за что и на сколько?
  3. Медведь напал на вышедшую на пробежку девушку
  4. Пошив штор из брезента под заказ
  5. Как выбрать качественный диван
  6. МАЗ показал автобус ближайшего будущего
  7. Джихадистки начали мстить за развал халифата
  8. В Гродно спустя 50 лет в танке-памятнике обнаружили записку из прошлого
  9. Супертайфун убил 18 человек в Китае
  10. Huawei представила собственную операционную систему
В Беларуси дорожает телефонная связь
В Беларуси дорожает телефонная связь
РУП «Белтелеком» 28 августа повышает регулируемые тарифы на услуги телефонной связи в среднем на 8,4%, сообщили на предприятии. Читать далее
В Беларуси расширили список социально значимых товаров
В Беларуси расширили список социально значимых товаров
Теперь в случае быстрого и значительного подорожания этих продуктов Министерство антимонопольного регулирования и торговли сможет Читать далее
За грибами без штрафа. Как правильно посещать леса и реки Беларуси
За грибами без штрафа. Как правильно посещать леса и реки Беларуси
Отправляясь в лес или к реке, помните о правилах поведения и штрафах за их нарушение. Читать далее
Velcom окончательно становится A1. Что это значит для абонентов
Velcom окончательно становится A1. Что это значит для абонентов
Провайдер телеком-, ИКТ- и контент-услуг velcom | A1 завершает свой ребрендинг. С 12 августа 2019 года компания перейдет к Читать далее
Все новости
Галерея