» » » Правительство выступило против разогрева экономики

Правительство выступило против разогрева экономики

Фото с сайта sb.by 

На прошлой неделе состоялось сразу два совещания по экономическим вопросам — вначале на уровне правительства, затем с участием главы государства. У экономических властей есть два сценария действий внутри страны. Какой из них они выберут?

Административный ресурс вернет страну в рецессию

На прошлой неделе власти обсуждали два блока экономических вопросов. Первый блок касался текущих вопросов, второй — экономической стратегии.

Главный текущий вопрос, который нужно как-то решать, — переговоры с Россией по чувствительным экономическим темам. Условия поставок нефти и газа в Беларусь Москва увязала с проектом углубления интеграции между двумя странами.

Александр Лукашенко в минувшую пятницу поручил правительству ускорить подготовку так называемых дорожных карт по интеграционным вопросам с Россией.

Что касается стратегии, то есть будущей экономической политики внутри страны, то эти вопросы обсуждались на заседании правительства неделю назад. Подробностей было раскрыто немного.

В публичное пространство попало лишь сообщение премьер-министра Сергея Румаса о том, что на будущий год правительство планирует заложить рост экономики на уровне 2,5%. Однако у этого заявления главы белорусского правительства интересная подноготная.

По сведениям БелаПАН, Министерство экономики просчитало и положило на стол правительства два возможных сценария экономической политики в будущем году.

Первый направлен на сохранение макроэкономической стабильности, а второй — на выполнение показателей программы социально-экономического развития, утвержденной на 2016-2020 годы.

Власти посчитали, что с учетом ограниченного потенциала экономики и не самой благоприятной внешней конъюнктуры рост ВВП в 2020 году может составить 2,5%. При этом, как ожидается, вклад внутреннего спроса в этот прирост составит 1,2%, а внешнего — 1,3%.

Рост экспорта, по расчетам властей, будет в будущем году весьма умеренный и составит около 3,3%.

Второй сценарий требует гораздо более высоких темпов роста экономики и направлен на выполнение задач пятилетки. Напомним, программа социально-экономического развития на 2016-2020 годы предполагала рост экономики за пять лет не менее чем на 12,1%.

Министерство экономики предполагает, что с учетом замедления экономики в первом полугодии по итогам 2019-го рост ВВП может составить 2,9% (официальная цель на этот год ранее предусматривала рост на 4%). Соответственно, чтобы выполнить программу пятилетки, экономика должна расти в 2020 году не на 2,5%, а более чем в два (!) раза быстрее — на 5,8%.

Возможно ли это?

Любой экономический рост может быть достигнут либо за счет увеличения продаж продукции и услуг на внешне рынки, либо на внутренний рынок. По оценкам Минэкономики, чтобы обеспечить рост ВВП на 5,8% за счет внешнего спроса, экспорт должен вырасти на 11% в 2020 году, что, по мнению министерства, нереально.

Если обеспечивать бурный экономический рост за счет внутреннего спроса, то, по оценкам, в экономику потребуется направить около 10 млрд рублей.

Административное стимулирование экономики, то есть ее накачка рублями, породит крайне негативные последствия.

Согласно расчетам Минэкономики, инфляционные процессы и давление на валютный курс из-за искусственного стимулирования ВВП приведут к тому, что базовые условия (ценовая и финансовая стабильность) для экономического роста будут утрачены.

При таком сценарии, как предполагают экономические власти, после бурного роста ВВП в 2020 году страна столкнется с рецессией в последующие годы.

Естественно, правительство не захотело этот сценарий поддержать. Поэтому, заявив о том, что рост ВВП в 2020 году прогнозируется на уровне 2,5%, правительство тем самым сделало выбор в пользу макроэкономической стабильности и выступило против искусственного разогрева экономики.

По граблям ходить не будем?

В том случае, если экономика в этом году вырастет на 2,9%, а в следующем на 2,5%, то за пятилетку рост ВВП составит 8,6%. Таким образом, среднегодовые темпы экономического роста даже при условии выполнения запланированных показателей могут составить в 2016-2020 годах менее 2%.

«Уходящую пятилетку можно охарактеризовать как период упущенных возможностей. Среднегодовые темпы экономического роста, вероятно, окажутся в районе полутора процента, и для нашей страны это будет очень низкий показатель», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Он отметил, что при сохранении такой динамики разрыв между экономическим развитием Беларуси с другими странами Центральной и Восточной Европы будет нарастать. «Беларусь вправе и могла бы рассчитывать на темпы экономического роста в районе 5-7%», — полагает Крук.

Но поскольку полноценные реформы, направленные на повышение эффективности экономики, запущены не были, темпы роста ВВП оказались намного ниже. Но разгонять их искусственно в 2020 году точно не стоит, убежден Крук.

«Внутренний спрос за последние полтора года на фоне повышения зарплат и так заметно вырос, и дополнительные шаги по разогреву экономики чреваты инфляционными и девальвационными процессами», — считает экономист.

Такой сценарий развития событий не только подорвет ценовую стабильность, но и сформирует предпосылки для финансового кризиса, полагают эксперты.

«Накоплено много долгов как государственных, так и в корпоративном секторе. В основном это долги, номинированные в иностранной валюте. Поэтому если с курсом рубля случится что-то серьезное, страна может оказаться в очень тяжелом финансовом положении», — отметила в комментарии для БелаПАНакадемический директор BEROC Катерина Борнукова.

Учитывая крайне негативные последствия искусственного стимулирования экономики, эксперты предполагают, что власти не пойдут по этому пути.

«Власти за последние годы осознали ценность финансовой и ценовой стабильности. Конечно, ключевые решения у нас принимаются на уровне главы государства. Но, скорее всего, учитывая крайне негативные последствия сценария стимулирования экономики, аргументы правительства на политическом уровне будут услышаны», — полагает Дмитрий Крук.

Прошлые президентские выборы, состоявшиеся в 2015-м, прошли без денежной эмиссии, поэтому и в 2020-м, когда состоится избирательная кампания, на включение печатного станка власти не пойдут, прогнозируют эксперты.

«В 2015-м, несмотря на рецессию и избирательную кампанию, власти не пошли на искусственный разогрев экономики. Сейчас ситуация в стране лучше, чем тогда, поэтому не видно даже особого политического смысла искусственным образом стимулировать экономику», — отметила Борнукова.

По ее мнению, чтобы соблазна возвращаться к эмиссионным методам стимулирования экономики не было, в Беларуси пора отказаться от утверждения целевых параметров социально-экономического развития.

«В Беларуси, как и в других странах, должен быть экономический прогноз, который в зависимости от обстоятельств корректируется, а не план, который мы иногда пытаемся любой ценой выполнить. А экономический план действий должен быть не количественным, а качественным, и направленным на повышение эффективности экономики», — резюмировала Катерина Борнукова.

naviny.by

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ / КОММЕНТИРУЕМОЕ
  1. Одну из самых красивых женщин мира срочно госпитализировали с коронавирусом
  2. В Витебске открыли «Звезду» Филиппа Киркорова
  3. Число подтвержденных случаев COVID-19 в Беларуси достигло 64 604
  4. Миссия — сменить Лукашенко. Светлана Тихановская как билет в свободную Беларусь
  5. "Монстр и неисправимый наркоман": о чем говорили Джонни Депп и Эмбер Херд в Высоком суде Лондона
  6. Ученые назвали пять признаков того, что человек проживет долго
  7. Светлана Тихановская обратилась к белорусам с экрана БТ
  8. Google прокладывает свой собственный подводный кабель в Европу
  9. Создана самая быстрая в мире зарядка для смартфонов
  10. "Твиттер" заблокировал аккаунт сына Трампа "за дезинформацию"
Что меняется в Беларуси с 1 августа
Что меняется в Беларуси с 1 августа
Основные изменения, которые вступают в силу 1 августа 2020 года. Читать далее
С 1 августа вырастут пособия на детей до трех лет
С 1 августа вырастут пособия на детей до трех лет
С 1 августа в Беларуси вырастут пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, сообщает Минтруда. Читать далее
Какие изменения ждут белорусов с 1 июля
Какие изменения ждут белорусов с 1 июля
Тунеядцам — «перекличка», пенсионерам — прибавка, разведенным — алименты по-новому. Главные изменения июля. Читать далее
Лукашенко повысил трудовые пенсии на шесть процентов
Лукашенко повысил трудовые пенсии на шесть процентов
Соответствующий указ № 232 опубликован на Национальном правовом интернет-портале. Читать далее
Все новости
Галерея