Каннский кинофестиваль не только держит руку на пульсе современного кино, но и заботится о сохранении классического наследия. С 2004 года существует специальная программа Cannes Classics, в рамках которой продюсерские компании, синематеки и архивы представляют отреставрированные плёночные фильмы. В программу входят как признанные шедевры, так и редкие, необычные записи. А на этот раз зрители увидят ещё и документальные фильмы о Вуди Аллене и режиссёре Клоде Миллере.
Компания The Film Foundation, которую возглавляет Мартин Скорсезе, представит гангстерскую драму Серджио Леоне «Однажды в Америке» в высоком разрешении 4K, которое даёт очень чёткое и яркое изображение. Зрители смогут увидеть ряд сцен, не вошедших в классическую версию «Однажды в Америке», общей длительностью около 25 минут. Инициатором реставрации был сам Скорсезе, которого очень волнует судьба фильмов доцифровой эпохи:
Мы уже потеряли 75 процентов немых фильмов из-за износа киноплёнки. Это реальность. Фильмы постоянно от нас уходят, но мы понимаем это только тогда, когда их уже не вернуть. Нет, они не взрываются — просто потихоньку стираются. Поэтому мы должны действовать и не ждать, что за нас всё сделает кто-то другой».
В разрешении 4K будет демонстрироваться и драма Романа Полански «Тэсс» (1971), новую версию которой представляет компания Pathé. На показе будет присутствовать сам режиссёр, а также звезда картины очаровательная Настасья Кински в роли Тэсс из рода Д'Эрбервиллей .
Юбилейный проект студии Universal, которая была основана ровно сто лет назад, — улучшенная версия фильма «Челюсти» (1975). Триллер Стивена Спилберга — настоящий талисман Universal, ведь именно он был первым «летним блокбастером» в истории киноиндустрии. 3 сентября состоится релиз отреставрированного фильма на Blu-ray. «Челюсти» — один из немногих фильмов ужасов, получивших несколько номинаций на «Оскар».
Архив Британского киноинститута в течение трех лет занимался реставрацией девяти немых фильмов Альфреда Хичкока. Теперь в Каннах состоится премьера одного из них — романтической драмы под названием «Кольцо / Ринг» (1927). В одном из первых законченных фильмов Хичкока уже используются необычные операторские приёмы, которые впоследствии станут его визитной карточкой. Для того, чтобы зрители полностью погрузились в атмосферу немого кино, ленту будут показывать под живые звуки фортепиано.
В честь 50-летия со дня премьеры «Лоуренса Аравийского» Дэвида Лина (1962) Sony / Columbia представит отреставрированный фильм в разрешении 4K. Эпический фильм об Арабском восстании, помимо всего прочего, знаменит тем, что в нём снимались только мужчины.
В этом году исполнилось бы сто лет японскому режиссёру Кейсуке Киносита. Поэтому кинокомпания Shochiku Films решила представить обновлённую версию его фильма «Легенда о Нараяме» (1958). Действие «Легенды о Нараяме» происходит в деревне, жители которой подчиняются жестоким, почти первобытным обычаям .
Французская «Синематека танца» покажет три фильма (один в полном метре и два в коротком) с участием известных джазовых музыкантов. Короткометражка «Играя блюз», 1944.
В 2011 году на Cannes Classics был показан восстановленный фильм Роберто Росселлини «Машина, убивающая плохих». В этот раз зрителям предстоит насладиться драмой итальянского неореалиста «Путешествие в Италию» (1954) с Ингрид Бергман и Джорджем Сандерсом в главных ролях.
Инициаторы «проекта Росселлини» планируют постепенно «обновить» всю фильмографию знаменитого режиссёра.
По традиции, в программу Cannes Classics входят фильмы от «Мирового фонда кино», основанного Мартином Скорсезе в 2007 году, во время 60-го Каннского фестиваля. На этот раз фонд представит редкие записи, практически не известные западному зрителю: индонезийскую ленту «После отбоя» (1954) и индийскую драму «Кальпана» — единственный фильм знаменитого танцора Удая Шанкара, который стал одновременно сценаристом, режиссёром и исполнителем главной роли. Картина была закончена ещё в 1943 году, однако премьера состоялась только после войны, в 1948-м.
Российско-американский режиссёр Андрей Кончаловский покажет отреставрированную версию приключенческой драмы «Поезд-беглец» (1985). Сценарий фильма «Поезд-беглец» написал Акира Куросава.
Сотрудники Французского киноархива продемонстрируют плод многолетней работы — отреставрированный вариант фильма Аньес Варды «Клео от 5 до 7» (1962), который считается классикой «Новой волны», а компания Gaumont представит комедийный боевик Жоржа Лотнера «Барбузы — секретные агенты» (1964).
Жорж Лотнер, режиссёр боевика «Профессионал» (1981) с Жаном-Полем Бельмондо, во Франции известен прежде всего как создатель комедий.
Также в рамках Cannes Classic будут показаны четыре документальных фильма о выдающихся деятелях кинематографа: «Вуди Аллен: документальный фильм» (реж. Роберт Вейде), «Логичное безумие Джерри Льюиса» (реж. Грегг Барсон), «Я и мой папа» (фильм о Джоне Бурмане, созданный его дочерью Кэтрин) и лента Эммануэля Барно о французском режиссёре Клоде Миллере (1942-2012), чей последний фильм, «Тереза Д.», закроет конкурсную программу Каннского фестиваля.
Отреставрированные версии фильмов, вошедших в программу Cannes Classics, демонстрируются впервые. В скором времени они появятся в кинотеатрах или на цифровых носителях.
filmpro.ru