» » » Полвека спустя названа причина гибели Гагарина

Полвека спустя названа причина гибели Гагарина

Первый космонавт планеты Юрий Гагарин разбился вместе с инструктором на истребителе МиГ-15УТИ из-за ошибочной команды с земли. Об этом рассказал ТАСС член летной подкомиссии, которая входила в большую правительственную комиссию по расследованию причин этой катастрофы, Арсений Миронов (летчик, доктор технических наук, в 1980-х годах возглавлял Летно-исследовательский институт им. Громова).

Гагарин погиб 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета на учебном истребителе МиГ-15УТИ вместе с летчиком-инструктором Владимиром Серегиным. Их самолет разбился вблизи д. Новоселово Киржачского района Владимирской области. Официальная версия трагедии - выполнение летчиками резкого маневра привело к попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию (резкое падение подъемной силы из-за неправильного обтекания крыла воздушным потоком). Чем именно был вызван этот маневр, расследованию установить не удалось.

Ошибка руководителя полетов 

По словам Миронова, поблизости от зоны полета самолета Гагарина и Серегина также выполнял задачи МиГ-15УТИ летчика Андреева. Специалист считает, что истребитель Гагарина попал в закритический режим полета в результате маневра уклонения от внезапно замеченного посреди облачности второго МиГ-15.

Эксперт утверждает, что ответ на вопрос о причинах гибели первого космонавта ему удалось найти при многократном прочтении фрагментов расшифровки радиообмена в первой его редакции, законспектированных в блокноте.

"На запрос Гагарина в 10:29:57 -"Задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение на курс 320 градусов" - руководитель полетов (или его помощник) немедленно ответил -"Разрешаю", - по-видимому, не наблюдая опасного сближением меток целей самолетов Серегина - Гагарина и Андреева на экране локатора. Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду "Разрешаю" всего двумя словами -"Без снижения". Но слов "Без снижения" не было произнесено. В итоге - катастрофа", - рассказал Миронов.

В случае правильной команды, полагает член летной подкомиссии, самолет Гагарина прошел бы курсом 320 градусов на высоте 4200 м над самолетом летчика Андреева. Опасного сближения самолетов не произошло бы, не пришлось бы выполнять и роковой маневр уклонения.

Миронов отмечает, что специалистам в ходе расследования катастрофы так и не удалось установить, кто следил за радаром в момент трагедии и должен был видеть опасное сближением меток от двух самолетов.

Намеренное искажение 

Миронов считает, что в ходе расследования было организовано преднамеренное искажение фактической ситуации, сложившейся во время катастрофы. В качестве примера он привел следующий эпизод в работе летной подкомиссии."На заседании 5 апреля летчику самолета МиГ-15УТИ Андрееву был задан вопрос -"В условиях какой облачности он выполнял полет в своей зоне на высоте 3000 м?" Ответ был неожиданно шокирующим -"Летал вне облачности", - рассказывает специалист.

Члены подкомиссии, особенно специалисты в области метеорологии, стали уточнять - на большой площади района полетов была сплошная слоистая облачность, с нижней кромкой 600 м, верхней 5000 м, но на высоте 3000 м вы летали вне облаков? "Тогда опытный летчик Андреев вдруг заявил: "Ну, может быть, я напутал, может, была сплошная облачность", - вспоминает Миронов. Эксперт тогда записал у себя в блокноте: "Путает", и подумал: "Кому нужно было искажать фактическое положение? Не самому же Андрееву. Андреев выполнял свое задание точно, к нему претензий нет".

По словам Миронова, опасное сближение двух самолетов вне облачности гораздо менее вероятно, чем в облаках - летчики могут визуально обнаруживать друг друга на большом расстоянии и успевают безопасно разойтись. Можно предположить, считает член летной подкомиссии, что заказ на то, чтобы увести специалистов от поиска истинных причин гибели экипажа МиГ-15УТИ (указание Андрееву рассказать о полете вне облачности - прим. ТАСС), поступил от высокой инстанции.

Кроме того, добавил Миронов, "было замечено, что продолжение дискуссии с Андреевым не было поддержано председателем подкомиссии и было быстро прекращено".

Версия Алексея Леонова 

Советский космонавт Алексей Леонов, совершивший первый в истории выход в открытый космос, в 2017 году представил в своей книге "Человек и космос" документы и схемы, касающиеся гибели первого космонавта Земли Юрия Гагарина и Владимира Серегина. По его версии, учебный МиГ попал в вихревой след пролетавшего рядом сверхзвукового Су-15. При этом Леонов отмечает, что дал слово не называть фамилию летчика, действия которого, по его версии, привели к гибели двух летчиков.

"Самолет, который там был, прошел на высоте 4200 метров на сверхзвуке на расстоянии 10-15 метров от самолета Гагарина, перевернул и загнал самолет в глубокую спираль. Все говорят: "Они в штопор сорвались". Самолету, чтобы сорваться в штопор нужна скорость 350 км/час, а он столкнулся с землей на скорости 750 км/час, это глубокая перевернутая спираль. Он перевернул самолет этот, вот как было на самом деле", - рассказал ранее ТАСС Леонов.

tass.ru

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Комментарии

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ / КОММЕНТИРУЕМОЕ
  1. Преимущества инвестирования денег в облигации банка
  2. Все возможности аренды автомобилей
  3. Что важно знать перед покупкой аккумулятора для ноутбука
  4. Что изменится в Беларуси с 1 декабря
  5. Военное положение в Украине. Чего ждать белорусским туристам
  6. Названа самая популярная еда будущего
  7. Дэвид Хокни стал самым дорогим художником из ныне живущих
  8. В России начался бензиновый кризис
  9. Россия проведет еще один чемпионат мира впервые в истории
  10. Гигантский австралийский бык стал звездой Сети
ОПРОС

Двигатели каких автопроизводител­ей, по Вашему личному мнению, самые надёжные?


 
Правительство подготовило очередные изменения. Кто теперь будет считаться тунеядцем
Правительство подготовило очередные изменения. Кто теперь будет считаться тунеядцем
Среди прочего расширили список тех, кого не будут включать в иждивенцы, а также обновили перечень данных, которые содержатся в Читать далее
Военное положение в Украине. Чего ждать белорусским туристам
Военное положение в Украине. Чего ждать белорусским туристам
В Украине призывают не бояться ехать к ним на отдых. Читать далее
Что изменится в Беларуси с 1 декабря
Что изменится в Беларуси с 1 декабря
Обзор нововведений – финансовых и не только. Читать далее
Какие штрафы за летние шины, а также за старую резину
Какие штрафы за летние шины, а также за старую резину
С 1 декабря Госавтоинспекция начнет штрафовать водителей за летние шины. Какое взыскание грозит тем, кто не купил вовремя сменные Читать далее
Все новости
Галерея